19 марта, вторник

В поисках собственного экономического пути

24 мая 2017 / 13:38
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

Год назад, когда на Питерском экономическом форуме стало известно, что Алексей Кудрин будет разрабатывать экономическую программу для страны, всем стало плоховато – качество экономических разработок за подписью бывшего лучшего в мире министра финансов известно давно.

Как в случае с монетизацией, когда просчет главы Минфина стоил стране пять концов (вместо расходов на 150 миллиардов рублей, пришлось тратить 700 миллиардов). Опасения были нешуточные. Да и сам Кудрин ходил гоголем и рассказывал, что сначала, мол, программа, а затем уж и премьерский пост…

Однако вскоре президент дал понять, что видеть исключительно один единственный документ за подписью Кудрина не желает. Свидетельством чего стал факт того, что появившийся в то время доклад Столыпинского клуба получил межведомственный статус и был направлен на доработку в правительство. Результаты известны – программа «Стратегия роста» опубликована и широко обсуждается. На прошлой неделе свою программу представило правительство. Кудрин, который должен был презентовать стратегию еще в декабре 2016, не сделал этого даже к маю. Зато бывший глава Минфина разродился тезисами о «пяти мифах», которые якобы содержатся в программе Столыпинского клуба. Следует быть благодарным бывшему министру финансов. Из его ответов и руководство страны и экономическое сообщество узнало о том, что же предлагает сам Кудрин в своей так и не презентованной стратегии ЦСР.

Приведу наиболее показательную цитату из Кудрина: «даже если предположить, что первоначально все выданные ЦБ кредиты будут израсходованы в строгом соответствии с инвестиционными требованиями, на втором шаге они все равно окажутся на валютном и потребительском рынках — через выплату зарплаты, оплату работы подрядчиков».

Ознакомившись с такими выдающимися выводами гениального бывшего министра финансов, я, признаюсь, не поверил своим глазам. Черным по белому здесь сказано, что в планах Кудрина – отказаться от кредитования экономики, то есть стремиться к максимально высокому заградительному кредиту, поскольку любое кредитование есть – зло. Деньги, по мнению бывшего главного бухгалтера страны, разворуют или потратят неэффективно. Тут же сказано и то, что Кудрин считает вредным повышение зарплат работникам. Ну и вишенка на торте – уверенность в том. Что развитие внутреннего потребительского рынка не в интересах России.

После таких признаний как перед экспертным сообществом, так и перед власть предержащими следует поставить одну единственную, но глобальную задачу – добиться того, чтобы программа самого Кудрина никогда не была бы принята на вооружение в нашей стране. В любой другой, особенно враждебной нам – пожалуйста. Но позволить проводить в России эксперимент с заоблачно дорогим кредитом, сжимающимся внутренним потребительским рынком и стагнирующими зарплатами – такого даже Гайдар с Чубайсом не предлагали.

Кстати, очень удивляет уверенность Кудрина в том, что стратегия экономического развития России может быть построена на основе предложений в смежных с экономикой сферах. Вновь приведу цитату из него: «в отличие от других программ, мы затронули социальную сферу значительно больше, состояние судебно-правоохранительной системы, международных отношений». Безусловно, развитие и совершенствование законодательства, обеспечение честного и справедливого судопроизводства, недопущение беспредела правоохранительных органов – это все очень важно и, действительно влияет на предпринимательский климат. Также как на экономику не может не влиять положение на международной арене, санкции и контрсанкции, состояние мирового финансового сектора и позиции наших бизнес-партнеров за границей. Но в состоянии ли Кудрин повлиять на позицию США по санкциям? В состоянии ли он обеспечить нужный курс нефти на биржах? В состоянии ли он спрогнозировать урожай зерна в Канаде и на Украине через 10 лет? Ответ один – нет. Не в состоянии Кудрин одной своей стратегией решить и все вопросы незаконного отъема бизнеса. Не в состоянии добиться, чтобы суды работали бесперебойно и предельно беспристрастно.

Необходимость отказа от кредитования де-факто реального и производства и едва ли не запрет кредита, о котором косвенно говорит Кудрин — это очевидный камешек в огород альтернативной кудринской стратегии Столыпинского клуба. На днях Титов, кстати, ответил на критику Кудрина. Ответ получился вполне убедительным. «Дело в том, что идеологически наш спор не что иное как дискуссия о том, возможен ли в России рост, основанный на чем-то еще помимо экспорта подземных сокровищ. Мы не пророки, но мы, и правда, считаем, что проблемы роста российской экономики имеют достаточно быстрое решение. Но это решение совсем не простое, это целый набор просчитанных, системных мер, которые правительство должно реализовать в рамках новой проактивной политики сначала по восстановлению, а потом и наращиванию экономического роста. Увы, за всеми выкладками Алексея Леонидовича читается тезис, не высказываемый напрямую: в современной России такой рост невозможен», - пишет российский бизнес-омбудсмен. Серьезный упрек в адрес нашего «самого талантливого министра финансов».

Рост в 1,5-2 процента, который угадывается за выкладками кудринских экспертов и самого Алексея Леонидовича, - это на фоне более высоких темпов роста других мировых игроков не рост вовсе. В лучшем случае, такой рост можно считать стагнацией. В действительности же отставание России от ведущих мировых экономик будет усиливаться — а это верный путь к проигрышу в международной конкуренции и, в конечном счете, к превращению России в страну третьего мира.

Целевые показатели стратегии Бориса Титова куда привлекательнее — предполагается выход на темпы роста в 3,5-5 процентов уже к 2019 году и на 5-6 процентов к середине будущего десятилетия. Эти показатели довольно амбициозны, но они гарантируют выход российской экономики на пятое место по показателям ВВП среди государств мира к 2019 году и последующий рост доли российской экономики в мировом хозяйстве сперва до 3,9, а затем до 4,5 процентов.

Столыпинский клуб предлагает иной путь, которого Алексей Кудрин по каким-то причинам боялся на протяжении всей своей карьеры. А именно — адресные инвестиции и поддержка бизнеса за счет ограничения роста тарифов и иных мер точечной поддержки.

Не имея возможности остановиться подробно на всех мерах поддержки экономики, которые предлагаются в стратегии Столыпинского клуба, и по пунктам разобрать все их (для этого понадобится текст размером больше самой стратегии, отмечу лишь пару принципиальных моментов. Так, в части ограничения роста тарифов стратегия предполагает следующее: «Зафиксировать тарифы инфраструктурных монополий и плату за технологическое присоединение на 2018-2019 годы. на уровне 2017 года, передать функцию по установлению сетевых тарифов на передачу электроэнергии в 2017–2018 годах с регионального уровня на федеральный, а также перейти на принцип установления долгосрочных тарифов на 6 лет. Такого типа политика сможет сдержать рост тарифов, которые в последние годы росли темпами куда выше, чем вся российская экономика. Причин множество, в числе основных — естественные монополии рассчитывали тарифы по фактическим затратам и были демотивированы повышать эффективность своего бизнеса. В результате росли издержки всего остального бизнеса в России, что давило и давит на темпы роста. Одна эта мера ограничения тарифов способна дать дополнительный рост ВВП на 0,15–0,2 процентных пункта, убеждены эксперты Столыпинского клуба.

Эта мера далеко единственная — все в совокупности они и дадут рост в почти 5 процентов уже через пару лет. Как говорится в стратегии Титова, за счет мультипликативных эффектов предлагаемые экспертами программы могут обеспечить прирост ВВП в размере 2202 млрд рублей, или 2,4 процентных пункта дополнительного прироста ВВП. При этом государственный бюджет получит дополнительные доходы в размере 732 млрд рублей. Как говорится, серьезная прибавка к жалованию.

Как говорил президент России Владимир Путин, рассмотрены в результате будут все экономические программы, которые были разработаны по его указанию. Естественно, определение стратегии развития страны — прерогатива президента, нельзя поспорить. Но следует отметить, что в споре экспертов Борис Титов выглядит куда убедительнее Алексея Кудрина, несмотря на все заслуги последнего.

Источник


тэги
читайте также