Для Украины 2016-й стал годом обострения внутривидовой борьбы среди майданного "серпентария единомышленников", краха евроинтеграционных иллюзий и топтания на месте в сфере экономики. Такое мнение высказал в интервью, подводя итоги года, известный харьковский политический эксперт Михаил Онуфриенко.
Экономика шевелится. На дне
- Какие итоги 2016 года на Украине? Принято за аксиому, что там дела идут плохо и становятся всё хуже. Но так ли это? Правительство ведь докладывает, что вроде бы экономические показатели начали расти, что-то удалось переломить в лучшую сторону…
- Что ж, первым положительным итогом финансового года можно, наверное, назвать хороший урожай прошедшего года, который собрали. Вторым, возможно, то, что действительно удалось затормозить падение, которое было неизбежно в 2014 - 2016 годах. Короче говоря, позитивные моменты в экономике были вызваны лишь несистемными факторами: это тот рекордный урожай зерновых, о котором я упомянул - 64 млн тонн, подъём строительного сектора (около 15%), увеличение транзита российского газа (за январь-ноябрь – на 22,3%). Это и позволило Госкомстату "нарисовать" рост ВВП в 2016 году на 1,5%.
В этом положительном моменте нет заслуги действующей администрации - потому что любое падение неизбежно заканчивается. Это обычная, нормальная кривая, которая характерна для любой экономики: после тяжёлого падения, после достижения какого-то дна она начинает собираться с силами.
- Действительно собирается?
- Это покажет будущее. Пока что 2016 год войдёт в историю Украины как год "тарифного геноцида". "Реформирование" государственных компаний свелось исключительно к росту тарифов для населения и бизнеса и к росту… заработных плат для руководства монополий – на фоне обваливающейся инфраструктуры в сфере энергетики, ЖКХ, транспорта. Так, тарифы на коммунальные услуги выросли на 50 – 110%, на газ - в 8 раз, а на электроэнергию – в 4. Надо полагать, это не предел: в 2017 году цена электроэнергии вырастет ещё на 25 – 30%, а стоимость газа для населения - на 50%.
Кроме того, существуют негативные тенденции "стратегического" характера - уменьшение экспорта примерно на 2 млрд долларов по итогам года, увеличение реального долгового бремени практически до уровня 100% от ВВП, увеличение на две трети количества рейдерских захватов – около 5 тысяч случаев.
Последнее объясняется частично тем, что 2016 год вообще прошёл в борьбе "всех против всех" за место у "кормушки", которая явственно сужается, а также развала правоохранительной системы и общей коррумпированности.
Продолжается деградация государственных институтов. Якобы реформированная полиция стреляет друг в друга. В уличных потасовках выясняют отношения антикоррупционное бюро и генпрокуратура. Штурмуются и поджигаются суды. Грабежи и разбои стали визитной карточкой ультранационалистической, нацистской вольницы.
В уходящем году во всей красе проявила себя изначально присущая украинской политической системе скандальность. Недели не проходило, чтобы украинский политикум не сотрясали всё новые и новые скандалы и конфликты.
Главные из них, конечно, коррупционные. Несмотря на широко рекламируемое создание антикоррупционных государственных и общественных структур, что стало буквально трендом 2016 года, выход этих прожектов минимальный. Даже институты ЕС признали Украину наиболее коррумпированной страной Европы.
Словом, всё идёт к окончанию первого послемайданного политического цикла.
Тут надо добавить, что в первой половине 2017 года должно появиться решение Высокого суда Лондона и Стокгольмского арбитража, которые могут привести к полному банкротству Украины. Дело в том, что по первому иску от Киева могут потребовать выплатить 3 млрд долларов по выкупленным Москвой украинским еврооблигациям в декабре 2013 года. Во втором же фигурирует спор между "Газпромом" и "Нафтогазом", в котором претензии каждой из сторон около 30–35 млрд долларов.
Но в принципе, Украина банкрот и без того. И даже не потому, что она не сможет расплатиться по долгам, а потому, что ею управляет полностью разложившаяся элита, состоящая из патологических клептоманов. Так что нельзя исключить, что в будущем году люди сделают вывод, что 2016-1 – это была ещё светлая полоса…
Политика продолжает быть странной
- Есть ощущение, что об этом говорилось уже не раз. Как говорилось и о том, что всё это ведёт к ослаблению власти Порошенко. Но вот ведь парадокс – это ослабление констатируют уже третий год подряд, а он таки держится…
- Формально Порошенко удалось укрепить вертикаль власти, усадив в кресло премьер-министра Гройсмана. Но эта пресловутая вертикаль весьма хрупкая, а целый ряд внешних и внутренних событий указывает на то, что Порошенко стремительно становится "хромой уткой". Это, например, изменения внешней конъюнктуры, огромное количество разгромных материалов в западных СМИ, усиление оппозиционности среди украинских политиков, падение рейтингов, ослабление контроля над регионами, удары со стороны СМИ и так далее.
Если говорить о регионах, что страна продолжает атомизироваться: например, в Херсонском облсовете депутаты тайным голосованием отрешили от власти порошенковских ставленников, а Закарпатье и вовсе превратилось в вотчину Виктора Балоги и местной контрабандистской "элиты". Десятки регионов обращались с требованиями децентрализации или предоставления особого статуса. И совершенно ясно, сто во всех этих случаях требования местных советов перекликаются с интересами элит, заинтересованных в концентрации финансовых потоков в своих руках и уменьшении влияния Киева.
Ну, а когда вспоминаешь о внешней политике Украины в 2016 году, то на ум приходит только одно слово – "провал".
- Почему?
- После референдума в Нидерландах стало очевидным, что на евроинтеграциии Украины можно ставить крест. На декабрьской встрече глав ЕС под евроинтеграцией вовсе была подведена черта, когда ЕС внёс для Киева поправки в Соглашение об ассоциации. Об эпопее с безвизовым режимом и вовсе не хочется говорить лишний раз упоминать не будем.
В чём тут особенность именно нынешней ситуации? До сих пор мы видели, как Запад финансово сильно поддерживает Украину. Но вот в будущем году тех денег, которые давали прежде, давать уже не будут. МВФ чётко и ясно выразил свою позицию, требуя выполнения своих условий. Европейцы всё менее склонны продолжать помощь. Мы видим, как страны дистанцируются сегодня от Украины - самые разные страны. Мы видим, как в американских СМИ, причем таких как "Таймс", "Нью-Йорк Таймс", "Вашингтон Пост", одновременно появляются очень критичные замечания и разоблачения. И им дают ход, официально сообщают эту всю информацию ФБР и ЦРУ. А в следующем году они уже дадут отчет, где признают, что да, это есть в действительности. И всё, тогда администрации Порошенко конец.
И в этом виновата сама украинская власть. Скажем, скандал с Израилем это вообще самоубийственный акт, демонстрирующий абсолютную неспособность дипломатии Порошенко к адекватному поведению. Или же это собственный МИД просто подложил совершенно сознательно свинью Порошенко. Потому что было достаточно воздержаться при голосовании ООН по поводу израильских поселений в Палестине. Как Украина обычно и делает. А учитывая, что Нетаньяху с Гройсманом просил именно об этом, что Гройсман лично просил главу МИДа воздержаться от голосования, то мы видим, скорее всего, попытку МИДовцев подложить свинью администрации Порошенко.
- То есть МИД не зависим от правительства Украины и президента?
- Возможно, он уже пытается приноровиться к новой администрации США, которая совершенно откровенно начинает давить на Порошенко. И все огрехи нынешней власти очень удобно будет списать именно на него. К этому украинский политикум уже готовится.
- А по Донбассу? Какие итоги года там?
Что касается конфликта на Донбассе, там киевская власть не сделала ничего для его урегулирования. Скорее, наоборот – продолжила отторгать от себя регион, ужесточив порядок выплат социальных трансфертов для жителей ДНР и ЛНР.
- А что на самом Донбассе? Что-то изменилось? К лучшему, к худшему?
- По Донбассу мы видим, что за год не изменилось ничего. Ситуация ровно такая же, которая была после Дебальцево, подписания Минска-2. То есть перестрелки продолжаются, идут какие-то бои местного значения за тот или иной населенный пункт демилитаризованной зоны, но никаких значимых изменений нет и не предвидится. Нет, скажем, никаких шагов по объединению ДНР и ЛНР в единое государственное образование. Единой армии тоже нет.
То есть, собственно говоря, и в экономике, и на фронте всё стабилизировалось – но только стабилизировалось в ситуации постоянно зреющего, тлеющего конфликта, типа Нагорного Карабаха.
Но если в 2015 году стабилизация была всё-таки положительным явлением - грубо говоря, не сломали республики, не убили, не разбили, и сама стабилизации в мирном состоянии могла считаться положительной тенденцией, - то в 16-м году эта стабилизация превратилась уже, видимо, в отрицательную тенденцию. Потому что нужно либо видеть, что выполняется хоть какая-то часть Минских соглашений, либо, если они не выполняются, что есть какие-то военные успехи. А так по сути дела есть только одно - замороженный конфликт.
А замороженный конфликт только выгоден администрации, любой администрации в Киеве. Именно на него на него списывают все огрехи. Уберите сейчас проблему Донбасса, в любом виде, чтобы нельзя было Киеву кивать на войну, - и сразу придётся объяснять народу экономические, социальные и все прочие потери администрации. Но ей уже нечем будет объяснить, почему всё плохо. А плохо будет всё равно.