Говоря о результатах украинских выборов, хочется немедленно как-то пошутить. Но сложно соревноваться с профессиональными шоуменами, которых на этих выборах было в достатке, а один профессиональный комик даже одержал на них промежуточную победу.
Изящно, как представляется, пошутил на эту тему юморист Максим Галкин, что, мол, представляет себе встречу в верхах: он сам, Владимир Зеленский и Гарик Мартиросян от Армении.
На деле результаты первого тура выборов президента Украины оказались на удивление предсказуемыми. Можно говорить о триумфе не только главного бенефициара первого тура — юмориста и бизнесмена Владимира Зеленского, но и о триумфе украинских социологов. Большинство опросов и экзит-полов (за исключением откровенно ангажированных) предсказали исход выборов с довольно высокой точностью, по крайней мере в части оценки позиций трех лидеров гонки.
Владимиру Зеленскому опросы предсказывали первое место и результат в районе 30 процентов, столько он в результате и получил. Второе место Петра Порошенко также вырисовывалось по большинству опросов, кроме экзит-полов штаба Юлии Тимошенко, где второе место ожидаемо оказалось отдано самой Юлии Владимировне.
Принципиальным вопросом, на который до выборов не мог дать однозначный ответ ни один из экспертов — каким будет отрыв от преследователей лидера гонки. Говорили, что проблема Зеленского заключается в том, что в его электорате большой процент молодежи, а она хуже ходит на выборы.
Но оказалось, что Зеленскому удалось мотивировать своих сторонников дойти до избирательных участков.
Центральная избирательная комиссия на Украине традиционно не слишком быстро считает голоса — например, днем 1 апреля было обработано только 80% голосов. По российским меркам это страшная медлительность, но для Украины — норма. Медлительность подсчета могла бы натолкнуть на мысль, что существует понятное желание преследователей Зеленского подкорректировать результаты, но процент обработанных протоколов увеличивался, а позиции Зеленского оставались все такими же сильными, отрыв от Порошенко не уменьшался и даже слегка рос — с 13 до 14 процентных пунктов.
Это серьезный отрыв. Одним из популярных прогнозов накануне первого тура было следующее соображение: если отрыв Зеленского от Порошенко составит несколько процентов (от пяти до десяти), то шансы Порошенко на победу во втором туре существенно повышаются. Избиратели, в том числе прогулявшие первый тур, увидят, что им предстоит выбор между комиком и действующим президентом, и «одумаются». Но текущий разрыв между участниками второго тура делает шансы на реализацию этого сценария не слишком значительными.
Хотя, судя по первой реакции на результаты голосования, Петр Порошенко все-таки будет пытаться и дальше разыгрывать карту «несерьезности» соперника.
Выступая на пресс-конференции после завершения голосования, действующий президент Украины, в частности, заявил: «Через три с половиной часа наступит первое апреля. День смеха. Посмеемся — и на этом все. А уже со второго апреля начнем напряженно работать». Понятно, что вот это «посмеемся и хватит» — это прямо обращено к избирателям, которые посмеялись над всем политическим классом страны и сделали выбор против политической элиты в целом.
Под стать Порошенко выступил и лидер группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук, которого, кстати, в прошлом году называли одним из возможных «неполитических» кандидатов в президенты. Он опубликовал видео, в котором призвал украинцев не голосовать «по приколу». Как сказал Вакарчук: «Будущее – это не прикол. Его приобретают отважные, но и ответственные. Будущее, как и судьба страны, в наших руках. Давайте не подведем тех, для кого свобода и достоинство – не пустые слова, а желанная цель, за которую они отдавали самое дорогое. Свобода — не авантюра, она требует ответственности, а не саркастического равнодушия. Изменения — не случайность, они требуют настойчивости, а не нетерпеливости. И наконец, победа – это не персональная амбиция, она требует надежной команды, а не случайных людей, собранных на хайпе».
Фокус, правда, в том, что именно «прикольный» характер голосования был востребован значительной частью избирателей. Можно подумать, что за скандалиста Олега Ляшко львиная доля его электората голосует не «по приколу». Собственно, и в России есть подобный кандидат, чей триумфальный успех на выборах в Госдуму 1993 года вызвал у литературоведа Юрия Карякина известную реакцию — «Россия, ты одурела». Это Владимир Вольфович Жириновский, чей многолетний уже успех заключается отчасти и в том, что «Жирик прикольный».
Конечно, и Россия тогда не одурела, и Украина не просто «прикололась». Успех несистемных кандидатов (или кандидатов, которые выглядят несистемными) — не какая-то украинская или российская новация. Несистемные политики в последние годы выигрывали выборы разного уровня неоднократно. Можно, конечно, делать серьезную мину и сетовать на несерьезность избирателей, но кто, в конце концов, виноват?
Кто довел до того, что гражданам надоели все «солидные» и «ответственные» политики?
На последнем концерте «Вечернего квартала» была такая шутка: «Вот, листовки против президента принесли. Какие листовки? Да вот — за газ, за свет»... С такими «листовками», действительно, избирателю остается только тренировать чувство юмора. Смех вообще продлевает жизнь.
Сработает ли стратегия «поприкалывались и хватит»? Не сработает, надо думать. Потому как не хватит, и результаты второго тура могут быть совсем обескураживающими для действующего президента Украины. Самое важное соображение тут, что кандидаты номер три, четыре и далее по списку — практически сплошь оппозиционные и их избиратель во многом голосовал не за Юрия Бойко или Анатолия Гриценко, а против политики нынешней украинской власти, то есть против Порошенко. И привлечь их симпатии для Петра Алексеевича будет ой как сложно. Они могут проигнорировать второй тур, а могут и поприкалываться над действующим президентом по полной, отправив его на заслуженный отдых.
Вообще, сама постановка вопроса «может ли клоун управлять государством?» кажется в известной степени ложной. Почему бы и нет.
Могут же государствами управлять недоучки, получающие «самое дорогое в мире экономическое образование», водители троллейбусов (тут, правда, случаются серьезные накладки), бывшие капитаны и полковники (последних за историю 20-го века было столько, что и не перечесть), исламисты, наследственные правители вообще без каких-либо особых достоинств. И ничего, многие из перечисленных режимов успешны, и даже граждане в них относительно счастливы. В конце концов, к выборам Зеленского явно готовил не его коллега по «Кварталу» Евгений Кошевой и не семейство Александров Масляковых. А если уж Зеленский понимал, что для выборов нужны политтехнологи, то вряд ли в его партии окажутся сплошь юмористы из «Лиги смеха», а в кабмине — участники «Вечернего квартала» (впрочем, на эту тему перед выборами немало шутили).
Одно точно плохо: если украинцы все-таки выберут Зеленского, то лишатся хорошего юмористического шоу. И «Квартал» без него будет не тот, да и не с руки будет бывшим коллегам жестко высмеивать своего многолетнего лидера. Пожалуй, это главный риск в сложившейся после первого тура выборов ситуации. Вчера еще было смешно, а потом раз — и больше не до смеха.