13 июля, понедельник

Три требования Москвы к Киеву

04 сентября 2014 / 13:24
Член Общественной палаты города Москвы

Между Украиной и Россией сегодня ведется странный заочный спор: должна ли Украина быть федеративным или унитарным государством?.

Между Украиной и Россией сегодня ведется странный заочный спор: должна ли Украина быть федеративным или унитарным государством? При этом Украина требует, чтобы Россия не вмешивалась в ее внутренние дела, а Россия заявляет, что все, что затрагивает судьбы русскоязычного населения Юго-востока, напрямую ее касается и только внутренним делом Украины не является.

Спор этот носит какой-то книжный, оторванный от реальности характер.

Известно, что Германия и США — федеративные государства, но объем прав субъектов федерации в них сильно отличается. Великобритания — унитарное государство с несколькими автономиями, но объем прав таких ее автономий, как Шотландия и Северная Ирландия, значительно превышает объем прав Саксонии или Гамбурга в составе ФРГ. Объем прав отдельных кантонов Швейцарии очень велик, но он много меньше объема прав, которыми обладают Аландские острова в составе якобы унитарной Финляндии. Аландские острова имеют единственным государственным языком шведский, не финский, валютой в них является евро, а не крона, жители островов имеют собственное гражданство и освобождены от службы в финской армии. Такого не снилось иным федеративным государствам в Европе.

Следовательно, дело не в названии, и если Украина хочет считать себя унитарным государствам, то пусть считает, но даст больше прав регионам, закрепив их особый статус в своей конституции. Важно, чтобы регионы имели свои уставы, выборные законодательные и исполнительные органы, представительство в центральном правительстве (министры по делам Юго-востока, Юга и Запада Украины), обладали бы широкими полномочиями в социальной и культурной сферах, а главное — закрепленными источниками доходов.

Второй камень преткновения — русский язык, который Россия желает видеть вторым государственным, а Украина, в лучшем случае, региональным. Но существует и иной статус, о котором много говорили в недавнем прошлом — язык межнационального общения. Именно эту функцию выполняет русский язык на всем постсоветском пространстве. Придав такой статус русскому языку, можно избежать неприятной по форме и опасной по содержанию полемики об унижении русскоязычного населения Украины. Неужели надо упираться в термины? Или кто-то боится, что украинцы разучатся говорить на своем родном языке? За 70 лет советской власти не разучились, значит, и далее не разучатся.

Безъядерный нейтральный статус — вот это обязательное условие взаимопонимания с Россией.

Здесь действует холодная и простая логика: нельзя нас ставить перед выбором, что лучше: превентивная локальная война с Украиной с самыми тяжелыми международными последствиями, или же ядерные боеголовки и районы противоракетной обороны НАТО и США под Харьковом или Сумами. Ведь вся конфигурация обороны России рушится в этом случае, тут уже не до сантиментов, все разговоры про братский народ придется оставить в прошлом, будет действовать голая необходимость геостратегии. Зачем Украине вредить самой себе и ставить нас чуть ли не на порог войны?

Возвращение Крыма в Россию, изъятие его из незаконного владения Украиной, сегодня надо всем рассматривать не только как торжество исторической справедливости, но и как серьезное предупреждение Киеву.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также