Теперь уже стало фактом, что встреча президентов США и России все же состоится, хотя возможность ее проведения до поры до времени висела в воздухе. Таким образом, 28 сентября «на полях» сессии Генеральной Ассамблеи ООН пройдет диалог Барака Обамы и Владимира Путина.
Однако чего же ждать в сухом остатке от беседы двух лидеров? Станет ли ее результатом некий судьбоносный поворот или она пройдет, что называется, для галочки? Прежде всего, это будет зависеть от американской позиции, отличающейся на сегодняшний день жестким неприятием объективной реальности в угоду собственным узкокорыстным интересам. И чтобы саммит стал результативным, Вашингтоне надо бы что-то в ней скорректировать.
С чем, судя по публичным высказываниям американской стороны, идет на встречу президент США, на которой, как объявил Белый дом, предстоит обсудить такие темы, как урегулирование в Сирии, Украине, противодействие Исламскому государству? Пока, увы, ничего конструктивного в заявлениях американских официальных лиц не просматривается. Все та же пустая однообразная риторика, цель которой, вполне очевидно, не поиск действительно эффективных путей решения проблем, а желание переложить все с больной головы на здоровую, частенько попутно облив грязью Москву, «уличая» ее чуть ли не во всех смертных грехах.
Не хотелось, естественно, напоминать такие словесные экзерсисы, но, как говорится, протокола ради приведу лишь некоторые, появившиеся после объявления о встрече Обама-Путин. Пресс-секретарь Белого дома Джошуа Эрнест сообщил, что президент США «еще раз обратит внимание президента РФ на важность того, чтобы Россия придерживалась своих обязательств в контексте Минских договоренностей». Не отличаются новизной и его реплики по другим темам. «Обама намерен дать понять, что усиление поддержки режима (президента Сирии Башара) Асада — это проигрышная ставка, и вероятные последствия заключаются в усилении и разрастании продолжающегося кризиса в этой стране», — сказал он. Кроме того, по его словам, американский лидер планирует обратиться к российскому с предложением «рассмотреть (возможность) внесения конструктивного вклада» в борьбу международной коалиции с группировкой Исламское государство. В целом, не исключает пресс-секретарь, «общение с президентом Путиным может оказаться полезным». Вопрос только в том, что Вашингтон расценивает, учитывая его неконструктивную позицию, как полезное, тем более что российская сторона вряд ли в угоду укрепления имиджа некоего лидерства США в мире пойдет на корректировку своего реалистического видения решения перечисленных выше проблем. Смысла и пользы будет больше от изменения как раз американской позиции. Но готовы ли в Вашингтоне признать ее неадекватность?
Что может заставить или помочь изменить американскую политику по указанным проблемам? Если говорить об Украине, то здесь вряд ли следует ожидать каких-то подвижек. США явно не собираются в обозримом будущем менять заезженную пластинку «операция Украина» и будут с упорством, достойного иного разумного применения, талдычить о якобы пророссийских «сепаратистах» в Донбассе, искать армейские части и подразделения ВС России в этом регионе, называть Москву «стороной конфликта» и требовать от нее выполнения не существующих обязательств по Минску-2. Так что, оставим на время это направление в силу его, как представляется, практически полной бесперспективности.
А вот что касается Сирии, то здесь возможно в какой-то форме сближение позиций, так как сейчас налицо целый ряд факторов в пользу такого развития событий. И логичным будет начать с… Европы. Имеется в виду беспрецедентный миграционный кризис, который заставил многих политиков Старого Света задуматься — а откуда ноги растут? И все громче стали звучать обвинения в адрес США, что именно их действия в последние годы и сейчас на Ближнем Востоке и в Северной Африке и спровоцировали нескончаемый поток беженцев из государств этих регионов. Стали вспоминать и провальное фактическое вторжение американских интересов в Ливию, лидера которого Муамара Каддафи фактически линчевали экстремисты с молчаливого попустительства Вашингтона. Теперь власти европейских стран начинают вспоминать предсмертное «пожелание» Каддафи «Гореть вам в аду!» и понимать, что оно значило. Ведь Ливия играла роль своего рода буфера на пути искателей лучшей доли в Европе. Теперь нет ни преграды, ни сдерживающих факторов для населения страны, в которой царят насилие и хаос.
Однако продолжающийся кризис в Сирии все же является самым мощным побудительным мотивом для жителей этого государства превращаться в полубесправных беженцев с родины. И не затихать кровопролитным противоречиям в стране опять же не дают США, сделавшие ставку на оппозицию президенту Башару Асаду, которого в Вашингтоне давно стремятся сместить с поста президента и не согласны в этом аспекте на компромисс, считая, что именно сирийский лидер — «корень зла». Масштабы помощи, конечно же, не сопоставимы с теми, которые отличали ее в отношении Ливии. Тем не менее, подобное содействие антиправительственным силам является главным препятствием на пути урегулирования. Отсюда, например, проистекает и явно прохладная реакция на предложенную спецпосланником ООН Стаффаном де Мистурой «дорожную карту» с целью выполнения положений Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года по САР. В плане эмиссара ООН предусматривается, что президент Башар Асад останется у власти, однако будет выполнять «протокольные функции». Негативно относятся США и к выработанному Россией (председатель СБ в сентябре) проекту заявления председателя Совета Безопасности ООН по проблематике урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке и нейтрализации террористических рисков в данном регионе. А с другой стороны, США уже не так обструкционистски, как раньше, реагируют на все усиливающееся мнение, в том числе среди их союзников, о том, что к урегулированию в САР следует активнее подключить региональные государства, в том числе Иран.
От Сирии плавно перейдем к противодействию боевикам ИГ, которые контролируют уже чуть ли не половину сирийской территории. Побудить Вашингтон пойти на какую-то корректировку политики в данной области могут сразу несколько факторов. Например, полный провал на сегодняшний день программы подготовки вооруженной оппозиции Сирии для борьбы с террористами. Или не способность достичь поставленных целей с помощью авиаударов ВВС стран-участниц «аравийской коалиции», сколоченной США. Как констатировал на днях заместитель главы МИД САР Фейсал Мекдад в интервью Киодо, «авиаудары не были эффективны, с их помощью ничего не удалось добиться», заявив, что ИГ «стало сильнее в Ираке и Сирии в условиях борьбы США против терроризма». Реальная сила, которая на данный момент все же сдерживает распространение контроля террористической группировки, — это вооруженные силы Сирии. Именно поэтому Россия, не нарушая международных норм, продолжает поставки, в том числе оружия, Дамаску, что, по словам Мекдада, «помогает сирийской армии преуспеть в борьбе против террористов». Однако это не нравится вашингтонской администрации, которая надуманно трактует такой элемент противодействия ИГ как… провоцирование обострения внутреннего конфликта и, соответственно, увеличения потока беженцев. Да и вообще, как по-попугайски повторяют представители разных официальных ведомств США, Вашингтону все еще не ясны намерения Москвы в Сирии…
Теоретические предпосылки для результативности предстоящей встречи президентов США и России в Нью-Йорке существуют. Главное, чтобы Барак Обама воспользовался такой возможностью и сделал шаги по пути реального упрочения мира. Кстати, при таком положительном развитии событий, может, люди будут реже задаваться вопросом — за что же американскому президенту дали Нобелевскую премию мира? Говорили — авансом. И сейчас наступил один из шансов его отработать…