Политический обозреватель ТАСС Александр Цыганов пытается интерпретировать недавние высказывания госсекретаря США Джона Керри.
Когда-то Владимир Ульянов-Ленин написал статью, неважно уже по какому поводу, дав ей заголовок «Странное и чудовищное». Времени с тех пор утекло много, но именно эти слова приходят в голову, когда анализируешь только что сделанные высказывания госсекретаря США Джона Керри.
Слова его обращены, собственно, не к миру, а строго к внутренней аудитории. К совершенно особому её сегменту — членам сената и конгресса США. Это именно их, большинство их которых принадлежат к политическим противникам президента и его администрации США, то есть членам имеющей большинство в законодательном собрании Штатов партии республиканцев, обращался госсекретарь. И обращение его касалось недавней ядерной сделки с Ираном, против утверждения которой выступают многие сенаторы и конгрессмены. Сама сделка явилась плодом нелёгких многолетних переговоров, регулирует она (американцам хочется думать, что ограничивает) ядерную программу Тегерана, ограничивая (американцам хочется думать, что запрещает) прежде всего её военный аспект.
При этом с Ирана снимаются санкции, а сам он становится готовым к переходу (американцам хочется думать, что к сотрудничеству) на сторону США на Большом Ближнем Востоке. Удалось же подобное с курдами, пусть и не со всеми. А в условиях, когда хаос в Передней Азии нарастает, когда такие проверенные союзники как Израиль и Саудовская Аравия отходят от проамериканского курса, чувствуя себя преданными, — Иран, хотя бы внешне примирившийся с Вашингтоном, становится важным центром силы. Не то чтобы противовесом — но лишним слоном или ладьёю, поставленной на глобальную шахматную доску. А главное — ничего особо и делать не надо для союза с ним. Который, кстати, в ближайшие годы и невозможен — если возможен вообще. Персы сами по себе становятся силою, которая вынудит направить на себя противодействие других центров силы, таких как Турция, Саудовская Аравия, Израиль. Заливные монархии, обоснованно опасаясь шиитского гиганта, тоже присмиреют, — а то некоторым стали ударять в голову растущие нефтедолларовые богатства. И, разумеется, очень сильного и последовательного врага получит Исламское государство, которое чересчур уж распоясалось в последнее время.
Эти ли соображения или ещё какие — ведь в международной политике сделок без второго, а то и третьего дна не бывает, — но нечто очень важное стоит за данной ситуацией для администрации Барака Обамы, раз госсекретарь Керри сделал ряд показательных оговорок. Которые действительно иначе как «странными и чудовищными» охарактеризовать не получается.
Во-первых, глава Госдепа отметил, что если США откажутся от соглашения с Ираном, то американские союзники воспримут это как сигнал, позволяющий им уйти от Украины, где они уже и без того испытывают большие сомнения и готовы сказать: «Мы выполнили свою часть задачи».
Очень интересно! До сих пор только те, кого на Западе было принято называть «рупорами путинской пропаганды», утверждали, что европейцев во всю историю с Украиной и антироссийскими санкциями Вашингтон загнал буквально палками. Что европейцы прекрасно отдают себе отчёт не только в том, что Крым был российским уже тогда, когда на 90 процентах нынешней территории США бродили вольные индейцы, а на Декларации независимости ещё не высохли чернила, но и что Украина, по сути, — часть России. И это «рупоры» заявляли, что санкции против России обернулись санкциями против Европы, и в Берлинах-Парижах-Римах это сознают более чем отчётливо и очень хотели бы развернуть ситуацию в другую сторону.
И вот получите! — госсекретарь Керри выступает на стороне «кремлёвских пропагандистов»! Госсекретарь США отдаёт отчёт себе и пытается убедить конгрессменов, что Европа только и ждёт повода, как бы сорваться с вашингтонской цепи и, задвинув нацистский режим в Киеве на его законное место на дальней политической обочине, вновь броситься во взаимовыгодные отношения с Москвою! Высший представитель президентской администрации запугивает этим собственных законодателей!
Но и этого мало. Далее Джон Керри пугает их ещё и тем, разрыв сделки с Тегераном приведет к ослаблению позиций американского доллара как главной мировой валюты! «Если мы повернёмся и отклоним сделку, а затем скажем союзникам: „Вам в любом случае придется подчиниться нашим правилам и санкциям“, то это верный путь для американского доллара очень быстро перестать быть резервной валютой мира», — заявил он.
То есть? Доллар держится только на честном слове американской администрации? За ним, получается, совсем нет каких-то более реальных резервов, раз при нарушении этого слова он не просто рискует перестать быть мировой валютой, но и рискует сделать это «очень быстро»? Да, слово «чудовищное» здесь, пожалуй, действительно подходит…
Итак, Керри запугивает сенаторов и конгрессменов потерей союзников на Украине и потерей глобальной роли доллара. Простым давлением на идеологических соперников, как ранее назвал представителей партии республиканцев в конгрессе США Барак Обама, столь грозные заявления не объяснишь. Это очень напоминает истерические приказы Гитлера о сопротивлении перед концом войны. Неужто и впрямь всё так плохо с долларом и союзниками, что приходится если не припугнуть политических конкурентов, то хотя бы навесить на них будущие провалы?
И ведь что примечательно… Согласно договорённостям, достигнутым 14 июля между «шестёркой» и Тегераном, тот обязуется не обогащать уран до уровня выше 3,67 процента на протяжении лишь пяти лет. Что будет дальше с ядерной программой — вопрос открытый…