23 ноября, суббота

Станет ли Китай новым инструментом глобалистов?

17 января 2017 / 13:52
политический обозреватель «Царьград ТВ»

Стало известно, что Председатель КНР Си Цзиньпин совершит государственный визит в Швейцарию с 15 по 18 января.

По сообщениям информагентств, в ходе визита намечены его встречи с руководством страны, предпринимателями, представителями общественных организаций. Ожидается также, что будет подписан ряд соглашений в сфере энергетики, политики, экономики, спорта и в других областях.

В рамках этого визита китайский лидер посетит ряд международных организаций: офис ООН в Женеве, штаб-квартиру Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а также Международного олимпийского комитета (МОК). При этом Си Цзиньпин проведёт встречи с генсеком ООН Антониу Гутеррешем, гендиректором ВОЗ Маргарет Чен и президентом МОК Томасом Бахом.

 

Планируется выступление в Давосе

Однако особый интерес аналитиков привлекло то место в сообщении о планируемом визите, где упоминается, что он 17 января примет участие во Всемирном экономическом форуме в Давосе. При этом, согласно словам заместителя министра иностранных дел КНР Ли Баодуна, "когда Си Цзиньпин будет посещать форум в Давосе, он выступит с речью на открытии, а также проведет встречу с директором ВЭФ Клаусом Швабом и делегатами форума". Ли Баодун пояснил дипломатично, что китайская сторона хочет воспользуется площадкой Давоса, чтобы провести обмен мнениями по вопросам противодействия глобальным вызовам, стабильного развития мировой экономики.

И всё это было бы обычным дипломатическим "бла-бла", если бы не разъяснение заместителя министра иностранных дел КНР. А он объявил ни больше ни меньше как о том, что Си Цзиньпин поддержит… глобализацию в своем выступлении! Потому что, по его словам, "экономическая глобализация сталкивается с сопротивлением", и председатель Си будет продвигать мнение Китая о том, как "направить экономическую глобализацию в направлении большей инклюзивности".

Что означает эта фраза, понятно не очень. Но, однако, становится понятно, что Китай в Давосе намерен провозгласить себя новым центром глобализации. Взамен США, которые с приходом нового президента от чести быть этим инструментом всемирных "банкстеров" намерены отказаться. Это тем более примечательно, что на уровне главы государства Пекин в Давос не заглядывал ни разу. Правда, спустя несколько дней после победы Трампа, в ноябре, на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Перу Си Цзиньпин пообещал "бороться с протекционизмом" и продвигать "многосторонние торговые сделки". Но тогда наблюдатели сочли это закономерной реакцией на "антикитайские" тезисы Трампа, который посулил очень высоко задрать перед Пекином протекционистские барьеры – вплоть до введении 45% пошлины на товары из КНР. Трамп требовал также, чтобы курс юаня был заметно ревальвирован.

Теперь получается, что то была не реакция. Или, во всяком случае, такая реакция, которая с присущей китайцам деловитостью уже воплощается в новую государственную политику?

 

"Чимерика" существовала давно

Но не странно ли это? Председатель Си едет продвигать идеи глобализации против национализма, протекционизма, изоляционизма? Да, наблюдатели приняли к сведению слова Ли Баодуна, что "торговый протекционизм приведет к изоляции, и это не соответствует ничьим интересам". Однако чтобы Китай сменил США в роли главной глобализационной силы? Они же с США – противники, если не враги!

На самом деле это заблуждение, заверил Царьград политолог, главный редактор портала "Русская идея" Кирилл Бенедиктов. "На протяжении примерно 40 лет существовала конструкция, которая получила название "Чимерика" – "China" плюс "America", - рассказал он. - Она действовал достаточно долго и успешно. Многие даже считают, что союз между Китаем и Америкой позволили последней одержать верх в холодной войне".

Это очень коррелирует с тем, отмечают также другие эксперты, что ещё в бытность президентом США Ричарда Никсона и госсекретарём Генри Киссинджера между США и КНР были установлены довольно парадоксальные связи – на основе взаимной борьбы с Советским Союзом, конечно, но, похоже, уже тогда получившими потенциал для продолжения и после решения этой геополитической задачи.

Более того, напомнил Кирилл Бенедиктов, как раз автор термина "Чимерика", шотландский историк Нейл Фергюссон писал о том, что это – орган именно глобализации. "Когда разразился всемирный экономический кризис 2008 года, - рассказал эксперт, многие интеллектуалы говорили о том, что, мол, теперь судьба глобализации во многом зависит от того, сохранится ли в этих условиях американо-китайский союз".

Враждебность между Китаем а Америкой началась позже, отметил Бенедиктов, - после того, как КНР и США вместе достаточно успешно преодолели тот кризис. "Но потом, - сказал он, - в 2010 – 2011 годах Обама при сильной поддержке тогдашнего госсекретаря Хиллари Клинтон начал проводить политику так называемого сдерживания, которая была направлена на ограничение экспансии Китая, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И вот тогда конструкция китайско-американского союза начала шататься".

"А сейчас, с приходом Трампа, который рассматривает Китай как главного экономического и финансового даже не соперника, а врага, - будущее "Чимерики" я бы оценил как совсем печальное", - отметил эксперт.

 

Передача ключей?

Символично, что на Давосском форуме Америку будут представлять одни из самых влиятельных представителей её глобалистских элит - вице-президент Джо Байден и госсекретарь Джон Керри, несмотря на то, что буквально через день после этого покинут Белый дом, скорее всего, навсегда. Не слишком ли символично получается? – уходящие глобалисты словно передают ключи новому претенденту на это звание…

"Это демонстрирует, как много у Китая амбиций по отношению к внешнему миру, и сейчас Си является носителем этого", - подтверждает эту символику в одном из западных изданий профессор китаистики лондонского Королевского колледжа Керри Браун.

У Китая на самом деле сложились хорошие отношения с глобалистами в США, отметил один из высказавшихся по этой теме в интервью Царьграду аналитиков Гуннар Бьёрнсон. "Китай был бенефициаром американской глобализации, - подчеркнул он. - США были главным рынком его сбыта, туда шли китайские товары. Теперь ситуация меняется, и Китай демонстрирует своё настоящее лицо, защищая выгодную ему глобализацию".

И дело тут не в одних США, указывают экономические наблюдатели. Одним из крупнейших рынков для Китая по размеру торгового оборота стал Евросоюз – и едва ли не более крупным, чем США: 550 – 600 млрд долларов в год. Есть что терять.

"Это место в глобальной системе, освобождаемое Соединёнными Штатами, должно быть кем-то занято, - уверен Кирилл Бенедиктов. - Так почему не Китаем? Его называют второй экономикой мира, но по факту по некоторым показателям он уже - первая экономика мира. У Китая чрезвычайно широкие интересы по всему земному шару. В Азии – понятно, но ещё и в Африке, в Латинской Америке, в Европе".

В любом случае, считают эксперты ведущих мировых аналитических компаний в области экономики, ближайшие годы будут временем обострения экономического соперничества между США и КНР. В этой перспективе понятное стремление тех американских элит, что стали за Трампа, защитить свой рынок от наступающего на пятки конкурента – а заодно некоторым образом подрубить ему финансовые сухожилия, чтобы не так бодро бегал. Однако внимательно наблюдающий за темой политолог Бенедиктов призывает не терять хладнокровия: "С одной стороны та система глобальных экономики и финансов, которая во многом опиралась на союз между Соединёнными Штатами и Китаем, испытывает не лучшие времена. С другой стороны, понятно, что совсем отменить этот союз навряд ли получится, потому что Китай продолжает оставаться крупнейшим кредитором США, и любые резкие действия Вашингтона, как обещанные Трампом увеличение таможенных пошлин или наказания за манипуляции с валютой, могут вызвать очень резкие ответные действия. Поэтому, думаю, экономической и финансовой войны между двумя странами в ближайшее время не будет. Она просто может привести к совершенно трагическим последствиям и для этих стран, и для всего мира".

Но, конечно, какое-то переформатирование будет наверняка, уверен эксперт. В общем, ничто не мешает Китаю повести свою политику глобализации, считает он, но при этом оговаривается: "Ничто, кроме того, что все международные финансовые центры – крупнейшие банки, биржи - до сих пор были завязаны на Соединённые Штаты. И что будет дальше, во многом зависит от того, захотят ли они переориентироваться на Китай. Они транснациональны, что облегчает возможное подобное решение вопроса, но чтобы конкретно понять, так ли это, надо будет посмотреть динамику буквально ближайшего времени".

А для нас, для России, такое переформатирование Китая - это  угроза или надежда?

"Я считаю, что Китай для нас в любом случае потенциальный союзник, а не враг, - полагает Бенедиктов. - Самое, наверное, страшное, что может произойти, - что Китай превратится в этакого старшего союзника, "старшего брата". Это, конечно, неприятно с точки зрения национальной гордости, потому что когда-то именно китайцы воспринимали Советский Союз как "старшего брата", но по чисто объективным причинам, по экономическим показателям мы не можем быть старшим партнёром в этом союзе. Но это совершенно не значит, что мы должны воспринимать это как угрозу. Единственно, что важно здесь – надо быть к этому готовыми, чтобы извлечь максимум пользы из этой ситуации".

Источник


тэги
читайте также