12 октября, суббота

О роли конфуцианства в истории Китая

15 февраля 2023 / 17:55
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

Юра Шевцов в своих текстах о монгольской империи задался интересным вопросом: «Политика конфуцианской Сун - один из источников возникновения монгольской империи. Маккиавеллистская стратегия стравливания варваров для их взаимного ослабления и ослабление варваров через роскошь и "мягкую силу" сработала наоборот. Почему»?.

Чтобы дать ответ на этот вопрос, надо быть китайцем или хорошо знать всю богатую историю Китая. Я, увы, не обладаю таковыми знаниями, но, тем не менее, постараюсь рассказать, как мне видится ситуация.

Впервые я задумался о роли конфуцианства в контексте падения империи Цинь. Только-только Цинь Шихуаньди построил громадную империю, только-только спаял ее едиными законами. Только-только совершил очередной объезд империи, и тут, сразу после смерти его начался ее распад. Похоже на эллинистическую империю Македонского. Но различий больше, чем сходств. Македонский завоевывал разные в культурном, этническом и так далее народы. Здесь – в Китае речь идет об объединении общего – большого суперэтноса, чего не было у Македонского. И тем не менее, распад моментальный.

Причина – конфуцианство.

Легизм Цинь имел в себе много плюсов. Именно реформы Шань Яна сделали из Цинь нечто похожее на Спарту, но опять же, без прямых аналогий. Просто – дело крестьянина – работать на поле, а дело воина – воевать. И не дело – обсуждать приказы начальства. Понятно, что конфуцианство в это никак не вписывалось. Легизм – довольно атигуманная, но очень эффективная идеология тоталитарного государства. По сути дела, легизм уничтожал конфуцианство. Ну, что значит, по сути дела? Просто уничтожал – Цинь Шихуаньди сжигал книги конфуцианцев, убивал их и так далее и тому подобное…

Тут пала Цинь. На ее место пришла династия, основанная – подумать только – крестьянином… Легизм был скомпрометирован и пал. Но, убив дракона, и бывший крестьянин Лю Бан стал императором, и конфуцианство, победив легизм, переняло у него столько, что стало по сути дела – после реформ У-ди и Дун Чжун-шу синкретичной версией легизма и того, чем было изначально.

Но через 1200 лет в эпоху Сунь конфуцианство, достигшее своего пика развития, одновременно утратило наступательный характер. Без аналогий трудно: феодальная раздробленность на Руси была временем невиданного взлета культуры и искусства. При этом существенного военного ослабления из-за той же раздробленности.

Теперь вернемся к вопросу о Сунь, Ляо и Цзинь – все три государства были уничтожены монголами. И Сунь помогала монголам в уничтожении. Юрий удивляется – почему? Ответ, на мой взгляд, заключается в том, что Сунь видела, что и Ляо и Цзинь – государства варваров, киданей и чжурчженей. В отличие от конфуцианского Сунь. Таким образом, любое уничтожение варварского государства рассматривалось априори как позитивное.

Что касается конфуцианства – оно не рассматривалось (по большому счету) монголами как вера. А рассматривалось как система управления. Поэтому буддистские храмы были сохранены. А конфуцианских лидеров – чиновников и т.д. несколько декапитировали.

И что самое забавное. В очередной раз конфуцианство проиграло пусть не легизму, но учению – очень на него похожему. Яса вобрала в себя все лучшие практики легизма.


тэги
читайте также