25 ноября, понедельник

США слова не держат

15 июля 2015 / 15:07
военный обозреватель ТАСС

Военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин показывает, как внешнеполитическая риторика США расходится с делом.

Почему-то не удивляет. В госдепартаменте США заявили одному из информационных агентств России, что достигнутое накануне в Вене Ираном и «шестеркой» соглашение по иранской ядерной программе не отменяет необходимости создания американской системы ПРО для противодействия иранской ракетной угрозе.

Так в Вашингтоне отреагировали на комментарии министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который заметил после окончания переговоров «шестерки» с иранскими коллегами, что Россия рассчитывает на выполнение Соединенными Штатами обещания не развивать европейский сегмент противоракетной обороны с урегулированием иранской проблемы. Он напомнил, что президент США Барак Обама, выступая в 2009 году в Праге, сказал, что «если удастся урегулировать иранскую ядерную программу, то задача создания европейского сегмента ПРО отпадет». «Поэтому мы сегодня привлекли внимание наших американских коллег к этому факту, будем ожидать реакции», — сказал российский министр.

Реакция уже прозвучала. И не только сейчас. О том, что никакого изменения позиции США по вопросу размещения своих элементов глобальной ПРО в Польше и Румынии не произойдет даже после достижения соглашения с Тегераном по ядерной проблеме, заявила еще месяц назад заместитель Государственного секретаря Соединенных Штатов по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Роуз Гетемюллер.

«США никогда не говорили, что после урегулирования иранской ядерной проблемы размещение системы противоракетной обороны в Европе станет излишним или бесполезным в оперативном отношении, — утверждает она. — Мы заявляли, что, если США вместе с партнерами по „шестерке“ смогут достичь соглашения по иранской ядерной программе, и Иран его будет выполнять, то мы сможем устранить одну их самых больших угроз нашей безопасности. Вместе с тем, мы также заявляли, что соглашение по иранской ядерной программе не снимает другие наши озабоченности в связи с действиями Ирана, в том числе по поводу его поддержки терроризма, его дестабилизирующей деятельности на Ближнем Востоке и его угроз нашим друзьям и союзникам».

Удивляться тому, что ведущий американский специалист в области контроля над вооружениями якобы не помнит высказываний своего президента, не приходится. Политики Соединенных Штатов, где ложь, особенно под присягой, является уголовно наказуемым деянием, прибегают к такой манере разговора, что называется, через раз. Достаточно вспомнить, как 42-й президент США от Демократической партии Билл Клинтон лгал перед судом присяжных 17 августа 1998 года. Он тогда утверждал, что никогда не имел сексуальных отношений со стажеркой Белого дома Моникой Левински, А его горячо защищала жена — Хиллари Клинтон, тогда еще не Госсекретарь США и не кандидат в президенты страны. Она говорила, что подобные обвинения против ее мужа — заговор против президента… Весь этот позор, вся эта ложь есть в интернете. Почитаешь, и станет ясно, что моральный облик у политического истеблишмента богатейшей и самой сильной страны мира (а приведенный пример — не единственный) — далеко не образец для подражания.

Вспоминаю, как в начале 2000-х годов Дональд Рамсфельд, министр обороны США в администрации Джорджа Буша-младшего и министр обороны в семидесятые годы прошлого века в администрации Джеральда Форда, на встрече с московскими журналистами, где присутствовал и автор этих строк, объяснял, почему Пентагон хочет разместить свои противоракеты для защиты от ударов из Ирана и Северной Кореи именно в Польше.

— Где Тегеран и где Варшава, где Пхеньян и где та же Варшава, — спрашивали его коллеги? — Почему нужно размещать противоракеты на таком огромном расстоянии от них? Не лучше было бы это сделать, предположим, в Турции и в Японии? Все-таки рядом с той опасностью, о которой вы говорите.

— Это объясняется географией и физикой, — не моргнув ни одним глазом, ответил министр обороны США.

Как география и физика в данном случае влияют на размещение американских противоракет именно у российских границ, в пару сотнях километров от боевых позиций отечественных стратегических ракет «Тополь» и «Стилет», размещенных в Тверской и Калужской области, Рамсфельд разъяснять не стал. Но у его заокеанских продолжателей противоракетного дела новых серьезных аргументов по изменению дислокации в Европе американских элементов ПРО за последние пятнадцать лет не прибавилось.

Роуз Гетемюллер в том же интервью, о котором мы уже упоминали, утверждает:

«Нас продолжает сильно беспокоить иранская программа разработки баллистических ракет. Президент (Обама) четко дал понять, что успешное решение ядерной проблемы (Ирана) не отменит необходимости в системе защиты от баллистических ракет, и что США останутся приверженными обеспечению безопасности наших союзников от возможных ракетных угроз со стороны Ирана и подконтрольных ему сил в регионе. Мы продолжим предпринимать шаги по противодействию иранской программе баллистических ракет, в том числе через региональные инициативы в области безопасности совместно с нашими партнерами в регионе, (развитие) противоракетной обороны, санкции, контроль экспорта и режим контроля за ракетными технологиями, в котором участвует 34 страны».

«Более того, как мы неоднократно заявляли и как показывают научные данные, — подчеркивает она, — наши программы противоракетной обороны не направлены против Российской Федерации и не могут представлять угрозу российским стратегическим ядерным силам».

По поводу «научных данных» с госпожой Гетемюллер можно поспорить. Крупнейший ученый в области противоракетной обороны, профессор Массачусетского технологического института Теодор Постол неоднократно доказывал, в том числе и во время выступлений в Конгрессе США, что элементы американской системы ПРО, размещенные в Европе, а именно в Польше и Румынии, нацелены на противодействие российским силам стратегического сдерживания и больше не против кого-либо еще. Но в Госдепартаменте США, как, впрочем, в вашингтонской администрации умеют слышать только то, что им нужно, а что не нужно, на то не обращают внимания. И это касается не только проблемы противоракетной обороны.

А с другой стороны. Если в Вашингтоне продолжают настаивать, что их система ПРО не угрожает России, то почему не хотят подписать с нами соответствующий документ о ненаправленности этой системы против нас? И на этот вопрос у них есть ответ: никто не может сковывать наши возможности для обороны.

Вот так — их возможности сковывать нельзя, а российские — можно. С подобной логикой из серьезных людей в Москве вряд ли кто согласится.

Между тем взаимозависимость между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями записана в Договоре о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Это соглашение, подписанное 8 апреля 2010 года в Праге президентами Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым и вступившее в силу 5 февраля 2011 года, предусматривает возможность выхода из него, если произойдет количественное и качественное наращивание возможностей системы ПРО США. И в тоже время президент России уже предупредил Вашингтон и не только его, что как только в Польше и Румынии будут размещены первые элементы ПРО, наша страна вынуждена будет в ответ перебросить для их нейтрализации на территорию Калининградской области и Краснодарского края высокоточные оперативно-тактические комплексы «Искандер-М», дальность действия которых достигает 500 километров.

Подчеркнем, это может произойти именно в ответ на размещение системы ПРО у наших границ. Не раньше, но и не позже. Это должны понять и зарубить себе на носу те западные политики и те средства массовой информации, которые, не переставая, путая причину и следствие, шумят о российской ядерной угрозе для стран НАТО. Вопрос решается просто: не будет под польским городком Редзиково американской системы Aegis с противоракетами SM-3, — не будет под Калининградом и ОТРК «Искандер-М» или «Искандер-К». И наоборот. Тоже самое относится и к румынскому местечку Девеселу.

Москва никого не пытается запугать, никого не обманывает и никому не запудривает мозги. Не наводит тень на плетень. И пусть это никого не удивляет. Она просто предупреждает. И союзников, и партнеров, и просто заинтересованных стран и их граждан. В отличие от США, свое слово Россия держать умеет. Что доказывала не раз и не два.


тэги
читайте также