Внешняя политика США, особенно на Ближнем Востоке, обернулась страшной трагедией для многих народов и еще больше взбудоражила и без того нестабильный регион.
Президентство Барака Обамы обещало быть красивым: первый чернокожий президент США, демократ должен был вывести страну из тяжелейшего экономического кризиса, в который ее вогнали республиканцы, восстановить пошатнувшийся было в глазах мировой общественности имидж США, вывести войска из Ирака и Афганистана и установить мир на Ближнем Востоке. Ожидания и в самих Соединенных Штатах, и во всем мире были настолько велики, что едва приступившему в Белом доме к выполнению своих обязанностей Обаме была присуждена Нобелевская премия мира. Сейчас, по прошествии без малого шести лет пребывания у власти нынешнего американского президента и его команды можно сказать, что строить планы и реализовать их — не одно и то же. Обаме и его команде удалось лишь начать выводить страну из экономического кризиса. Внешняя же политика США, особенно на Ближнем Востоке, обернулась страшной трагедией для многих народов и еще больше взбудоражила и без того нестабильный регион.
В Багдаде неспокойно
Когда американский сенат голосовал за то, чтобы позволить тогдашнему президенту США Джорджу Бушу совершить вторжение в Ирак, Барак Обама еще не был сенатором от штата Иллинойс. Это дало ему возможность не запятнать себя «неверным» голосованием и впоследствии использовать в качестве аргумента в ходе предвыборной полемики с Хиллари Клинтон. Которая, кстати, сенатором тогда была и голосовала «за». Позднее, правда, каялась и говорила, что вместе с товарищами по сенату была введена в заблуждение.
Но как бы там ни было, расхлебывать заваренную Бушем-младшим «иракскую кашу» пришлось именно президенту Обаме и его госсекретерю Клинтон. После начала второго президентского срока к процессу присоединился другой госсекретарь — Джон Керри.
Случилось, мягко говоря, не совсем то, что планировал Вашингтон, и то, о чем еще в 2003 году — перед вторжением США в Ирак — предупреждала Россия: Ирак стал распадаться на части, в том числе в результате активных действий террористических организаций.
Особенно активна в стране террористическая группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) (деятельность т.н. «Исламского государства» запрещена на территории РФ), объявленная Вашингтоном врагом США.
Она достаточно успешно сражается с правительственными войсками и медленно, но неуклонно надвигается на Багдад.
Очевидно, нынешняя американская администрация пока не знает, что ей делать в сложившейся ситуации. При этом экс-госсекретарь США Клинтон поспешила всю вину возложить на иракское руководство, дескать, именно оно виновато в том, что в свое время отпочковавшаяся от Аль-Каиды ИГИЛ смогла окрепнуть настолько, что стала представлять опасность не только для Ирака и ближневосточного региона, но даже для США. А еще, указала Клинтон, правительству премьер-министра Нури аль-Малики нужно было соглашаться на то, чтобы оставить американские войска по соглашению о статусе сил.
В сложившейся ситуации Вашингтон вынужден вновь отправлять в Ирак своих военнослужащих. На этот раз, правда, не регулярные части, а военных советников и инструкторов.
Регион взбудоражен
Кстати, боевики Исламского государства Ирака и Леванта активно воюют в Сирии против правительства президента Башара Асада. При всем трагизме ситуации, когда в стране не без помощи США фактически развязана гражданская война, от которой страдает мирное население, трудно удержаться от саркастического вопроса американской администрации: «Как же так? Как теперь урегулировать ситуацию в Сирии?»
Но официальный Вашингтон трудно смутить. На днях находившийся с визитом в Саудовской Аравии Джон Керри встретился в Джидде с главой Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии (НКОРС) Ахмедом аль-Джербой, которого призвал включиться в борьбу с боевиками ИГИЛ. «Умеренная сирийская оппозиция способна стать важным участником борьбы с ИГИЛ не только в Сирии, но и в Ираке тоже», — указал госсекретарь. Иными словами, он призвал одних оппозиционеров воевать с другими оппозиционерами, разделив их тем самым на «хороших и плохих».
Интересно, что на этой же встрече сам аль-Джерба высказался в пользу более решительного участия США, а также Саудовской Аравии, в урегулировании нынешнего кризиса в Ираке. И попутно попросил у Вашингтона… еще помощи, заявив, что выделение Соединенными Штатами «правильной» сирийской оппозиции 500 млн долларов является «очень важным» шагом, однако НКОРС «все еще нуждается в более значительной помощи».
Между тем, активность ИГИЛ, стремящейся создать исламское государство на территории Ирака и Сирии, уже угрожает и таким спокойным соседним странам, как Саудовская Аравия и Иордания.
Так, в иорданском городе Маан впервые прошли антиправительственные демонстрации, участники которых несли флаги ИГИЛ и выступали под лозунгами с требованием свергнуть короля Абдаллу I. I. Иорданскому правительству пришлось привести в боевую готовность пограничные силы и направить дополнительную бронетехнику, в том числе танки, на границу с Ираком. Однако больше, чем вторжения террористов из сопредельной страны, власти королевства боятся поддержки ИГИЛ иорданцами.
Еще одна головная боль
Помимо нестабильности, создаваемой террористами в регионе, президента Обаму беспокоит тот факт, что исламисты могут представлять опасность и непосредственно для США. В одном из недавних телевизионных интервью глава Белого дома признал, что воевавшие в Ираке и Сирии на стороне исламистов граждане стран Евросоюза являют собой угрозу для Соединенных Штатов. «Мы знаем, что некоторые европейцы едут в Сирию и участвуют там в боевых действиях. Теперь они могут с этой целью ехать и в Ирак. Затем они возвращаются в свои страны. Так как у них есть европейские паспорта, им не нужна виза, чтобы попасть в США», — сказал Обама.
По его словам, американская разведка на протяжении последних нескольких лет уделяет пристальное внимание подобного рода угрозам. Президент заявил о необходимости «усилить работу на данном направлении» и отметил, что «важная роль в этом будет отведена войскам специального назначения».
Между тем, по оценке американских спецслужб, среди сирийских боевиков, выступающих против режима Асада, числятся около 9 тысяч иностранных граждан, в том числе несколько тысяч европейцев.
В составе ИГИЛ действуют около 2 тысяч боевиков с паспортами западных стран.
Отвечать придется
В сложившейся ситуации президенту Обаме трудно позавидовать — от него уже не только в Ираке, но и в собственной стране требуют не допустить создания в регионе джихадистского государства. Кроме того, нужно как-то разрешать непростую ситуацию в Афганистане, где вновь активизировались талибы, предвкушающие вывод американских войск.
А тут еще американская администрация активно вмешивается в дела Украины…
Поговаривают, что президент Обама сейчас всерьез озабочен тем, что он может остаться в памяти своего народа исключительно как первый чернокожий президент США, не оставив никакого другого политического наследия. Учитывая то, каков сейчас его внешнеполитический курс, его опасения могут сбыться.