В сводках информационных агентств из Сирии замелькало название населённого пункта Дабик. Собственно, сам этот городок с военной точки зрения не представляет собою никакой лакомой цели. Не Аль-Баб, который расположен несколько в стороне и является ключом к контролю над регионом северо-восточнее Алеппо.
Все звери в одной клетке карты
Однако именно в Дабике боевики запрещенной в России группировки Исламское государство готовятся к «апокалиптической» битве, «битве последних времён». К этому пункту их постепенно — точнее, в перспективе — вытесняют правительственные войска, которые при поддержке российской авиации и штабной военной мысли постепенно, но неотвратимо очищают от боевиков город Алеппо.
При этом очищают прежде всего, от исламистов из Джебхат ан-Нусры и примкнувших к ней более мелких группировок проамериканской «умеренной» оппозиции. Но те, шатаясь и распадаясь на мелкие группы, потихоньку растворяющиеся и покидающие Алеппо, по правилу фишек домино наваливаются на территории вокруг Аль-Баба, контролируемые ИГ. В то же время с севера и северо-востока на игиловцев давят протурецкие подразделения «Свободной сирийской армии» и сама Турция, осуществляющая в этих местах свою собственную военную операцию. Правда, против курдов. Которые, в свою очередь, хотят взять тот же Аль-Баб, чтобы соединить все свои кантоны в одну дугу вдоль границы Сирии и Турции. А за курдами стоят американцы, поддерживающие их своим спецназом и вообще уже создавшие на курдских территориях три своих военных базы и строящие четвёртую. Включая военные аэродромы современного класса.
Так что не хочешь, а завибрируешь тут…
Изюминка ситуации в том, что боевики ИГ — действительно не просто религиозные исламисты, а в силу необразованности и общей дремучести усвоившие эту религию на том уровне, когда она из веры превращается даже не в суеверие, а в озверелый воинствующий обскурантизм. Как отметил по этому поводу один из видных исламских учёных суннитского толка Ибрагим Негм, главный советник Великого Муфтия в Египте, «их (лидеров ИГ) увлечение воинствующими пророчествами в современном мире — это злоупотребление религиозными текстами, это весьма незрелый подход к пониманию нашей религии».
А городок Дабик, когда-то принадлежавший ассирийцам, потом римлянам, с населением (в 2004 году) всего в 3 364 человека, известен упоминанием в одном из считающихся пророческими хадисов пророка Мухаммеда.
Хадис 6924 гласит: «Последнее время не наступит, пока римляне не придут в аль-Амак или Дабик. Тогда из Медины (чтобы противостать им) придет войско, состоящее их лучших воинов земли… Они вступят в сражение, и третья часть убежит — аллах никогда не простит их за это. Третья часть — мученики в глазах аллаха — будет убита. А третья часть, которая никогда не придет на суд, победит и захватит Константинополь».
Примечательно при этом, что продолжение хадиса 6924 говорит об… Иисусе Христе: «Затем, когда наступит время молитвы, сойдет на землю Иисус, сын Марии (мир Ему и благословение Аллаха), и поведёт их в молитве. Когда враги Аллаха увидят Его, они исчезнут, как растворяется соль. А если Иисус восстанет на них, и они совершенно исчезнут, Аллах всё равно убьет их своею рукою и покажет им кровь на копье Его (Иисуса Христа)».
Один из ныне убитых салафитских лидеров, признанный террорист Абу Мусаб аль-Заркауи предрекал: «Искра возгорится в Ираке, и огонь пожрет в Дабике армии последнего Крестового похода».
И теперь просто надо представить себя неграмотным, особо ничем не занятым (ибо безработица) и вдобавок отравленным еретическими салафитскими догмами юношей из нищего суннитского городка в Сирии, чтобы понять степень его индоктринации вообще и готовность вступить в последний бой с «франками» в частности. Именно в последний, после которого настанет исламский «Армагеддон», и праведные вознесутся в рай, а трусов Аллах никогда не простит. И никто не хочет оказаться в этой трети…
Армагеддон в северной Сирии обещает быть странным
Что такое фанатичные салафиты из ИГ, показывает один факт — что в том же Дабике они в августе 2014 года уничтожили святыню халифа Сулеймана ибн Абд аль-Малика. Под тем предлогом, что пророк Мухаммед якобы не велел поклоняться мертвецам.
При этом, однако, судя по всему, никаких «крестоносцев», вышедших сними на бой, эти ребята не увидят. Дабик (впрочем, если придерживаться менее мистических ориентиров, то Аль-Баб) является, скорее, целью принадлежащих к суннитской ветви ислама турок. И битва вокруг Аль-Баба, если и состоится в каком-то военном обличье (а не, например, когда одни из сторон просто отойдёт, а другая войдёт в Аль-Баб), то вряд ли будет похожа на «мать всех битв».
Её политическим содержанием будет противостояние между курдами, которым хочется дойти до Африна и соединить свои кантоны в одну связную территорию, и турками, которые это допустить никак не могут, рассказала заместитель директор Российского института стратегических исследований, видный отечественный тюрколог и курдолог Анна Глазова. «Это для турок — красная линия, — отметила она. — Собственно, всю свою операцию в северной Сирии он нацелили не против ИГИЛ, а против курдов, которые, по их мнению, не должны переходить на западную сторону Евфрата». Именно из-за этих соображений основной целью турок на начальном этапе операции стал город Джераблус, и в Анкаре очень недовольны тем, что курды всё же захватили лежащий южнее город Манбидж.
Вообще говоря, скрытое — или открытое, в зависимости от обстоятельств — недовольство активностью курдов испытывают все вовлечённые в сирийскую войну стороны. Турки — понятно: для них появление связного курдского протогосударства на своих южных границах никак не интересно. Про ИГ также можно не говорить: здесь вражда ожесточённая, исторически-религиозная. То же в разной степени относится и к другим суннитским «оппозиционерам», хотя среди курдов много суннитов.
Появление связной курдской территории, естественно, и не в интересах центрального правительства в Дамаске. Россия же, хоть и испытывает к курдам потенциально союзнические чувства — всё же враг ИГ, — на данный момент, по мнению экспертов, не считает полезным их выделение в отдельную политическую силу. Потому что за этой силой стоят Соединённые Штаты Америки.
США как проклятие курдов
Вашингтон на данный момент уверенно контролирует основные военно-политические объединения сирийских курдов. Он им помогает оружием, деньгами, даже бойцами своего спецназа. И выделение курдского государства из сирийского укладывается в стратегию США полностью. По крайней мере, на этой территории может быть легализовано пребывание американский войск в нервном узле Ближнего Востока. Не говоря уже о том, что курды станут идеальными защитниками газопровода между Персидским заливом и Средиземным морем, о строительстве которого в первую очередь и заботятся влиятельные американские элиты, находящиеся на «охранном подряде» у Катара и Саудовского Аравии (с последней вопрос, однако, подвис в неопределённости после решения конгресса США подавать гражданам иски против саудитов за события 9–11).
«Вокруг Аль-Баба в определённой мере столкнулись „красные линии“ турок и американцев, — отметила Анна Глазова. — По НАТО они союзники, ситуативные союзники и в Сирии, но вот в отношении курдов оказались противниками, причём, похоже, непримиримыми».
Должно ли это привести к каким-то столкновениям между турками и американцами? Вряд, ли считает политолог. Турки хотят в этой зоне создать нечто вроде «территории безопасности» под контролем своих ставленников, где разместят лагеря сирийских беженцев, чтобы в какой-то мере снять нагрузку с собственного бюджета. При этом они будут иметь в своём активе вынужденное, но согласие с этим сирийского правительства, которое уже пошло в августе на то, чтобы турки вообще зашли на территорию Сирии (Анкара, правда, в ответ признала легитимность Асада и согласилась снять протесты относительно его дальнейшего участи в политической жизни).
Как бы то ни было, пока этим раздраем вокруг курдов успешно пользуется ИГ. Оно продолжает укреплять оборону на поле заветного Армагеддона…