Дмитрий Рогозин и Сергей Лавров практически одновременно высказались в телевизионном прямом эфире о модернизации российских стратегических ядерных сил.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин и министр иностранных дел Сергей Лавров практически одновременно высказались в телевизионном прямом эфире о модернизации российских стратегических ядерных сил (СЯС).
Сначала это сделал заместитель главы правительства. В эфире телеканала «Россия 24» он заявил, что «формирование технической основы стратегических ядерных сил идет у нас опережающими темпами, и, по сути дела, мы не на 70% обновим СЯС, а на все 100%". Срок этого обновления Дмитрий Рогозин обозначил на 2020 год. При этом подчеркнул, что бряцать оружием мы не будем и никого из коллег удивлять не собираемся. «Кое-что, — заметил зампремьера, — надо сохранить в тихой тайне, для себя, и удивить в самый критический момент».
Затем Сергей Лавров в эфире телекомпаний «Россия» и «Россия сегодня», в свою очередь, заметил, что «Россия обновит свои арсеналы вооружений — обычные и ядерные. И акцентировал свои слова на том, что это «не гонка вооружений, а просто подошел срок». «Я не склонен делать прогнозы о наступлении новой гонки вооружений, — пояснил глава внешнеполитического ведомства, — Мы точно в этом участвовать не будем. У нас просто подошел срок модернизации наших стратегических и в целом вооруженных сил». Многолетняя программа вооружений одобрена, напомнил он. Она исходит из возможностей государства и из потребностей обеспечения новой, надежной, современной обороны.
Как именно будут обновляться стратегические ядерные силы, ни Рогозин, ни Лавров не уточняли.
Может потому, что в середине августа нынешнего года президент России Владимир Путин на встрече с представителями фракций политических партий Государственной думы в Ялте говорил, что разработки российского военно-промышленного комплекса удивят наших западных партнеров. «Нам нужны современные компактные вооруженные силы, — говорил глава государства. — Для этого мы приняли программу, это амбициозная цель, огромные деньги, 20 триллионов рублей. Их еще предстоит освоить. Речь идет о современном вооружении». Он уточнил: кое-что уже удалось сделать в области силы ядерного сдерживания. Но говорить об этом необходимо тогда, когда придет время.
Тем не менее, многое из того, на что намекал Владимир Путин, о чем говорили Дмитрий Медведев и Сергей Лавров специалистам достаточно хорошо знакомо. И не по публикациям западной прессы, которая не оставляет без внимания обновление российского ядерного щита, и не по утечкам из военного ведомства, а по совершенно открытым заявлениям и рассказам официальных лиц из министерства обороны России и Ракетных войск стратегического назначения. В том числе и заместителя министра обороны Юрия Борисова, и командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева, и бывшего начальника Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил России, а ныне командующего Центральным военным округом генерал-полковника Владимира Зарудницкого. Именно он в конце прошлого года на приеме в Кремле по случаю присвоения военачальникам очередных воинских званий и назначения на новые должности докладывал Верховному главнокомандующему о разработке новой стратегической ракеты «Рубеж», которая в ближайшее время должна встать на вооружение Российской армии.
Что представляет собой этот новый стратегический ракетный комплекс под названием «Рубеж»? Многие его характеристики пока находятся за семью печатями. Но известно, что разрабатывает его Московский институт теплотехники, знаменитый созданием таких стратегических ракетных комплексов, как моноблочные «Тополь» и «Тополь-М», а также многоголовые «Ярс» и «Булава». Все ракеты МИТа — твердотопливные. Очевидно, что и «Рубеж» будет твердотопливным. И, наверняка, многоголовым, то есть его боевой блок, как у «Ярса» и «Булавы», будет обладать РГЧ ИН — разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Мощность (тротиловый эквивалент) — головных частей неизвестна.
Но опять же, сегодня для современных российских стратегических ракет не обязательно иметь головные части чуть ли не мегатонного или полумегатонного класса, какими обладали когда-то наши старые комплексы, не отличавшиеся повышенной точностью попадания. Головные части нынешних ракет — «Тополь-М», «Ярс» и «Булава» попадают, что называется, в колышек. Они достаточно миниатюрные за счет применения при их создании новых материалов и комплектующих. И потому мощность их РГЧ, по мнению некоторых экспертов, может колебаться от 100 до 250 килотонн. Этого достаточно, чтобы сдерживать вероятного агрессора и охладить горячие головы некоторых особо возбужденных политиков. Тем более что дальность действия «Рубежа» планируется в 10−11 тысяч километров.
Пока не ясно, где будут размещаться эти ракеты и на какой базе — в шахтах, в подвижном варианте или на возрожденном БЖРК — боевом железнодорожном ракетном комплексе.
Но любой желающий может поставить циркуль в какой-либо точке страны, например, за Уралом, и очертить круг в 11 тысяч километров.
Политические руководители тех государств, которые попадут в эту зону, должны, наверное, задуматься о своем отношении к России. Хотя мы, естественно, никому никак угрожать не собираемся. Просто сообщаем, что у нас есть или точнее будет в ближайшей перспективе, скорее после выполнения обязательств по Договору СНВ-3, такое оружие сдерживания, как «Рубеж».
В той же ближайшей перспективе, к 2020-му году у нас должен появиться еще один новый стратегический ракетный комплекс под названием «Сармат». Что означает слово «сармат», можно узнать в Яндексе или в Гугле. Там утверждают, что сарматами — близкими родственниками скифов, были племена, жившие на территории нашей страны. Почему так назвали ракету, вопрос к ее создателям — реутовскому НПО «Машиностроения», Государственному ракетному центру имени Макеева из Миасса, другим их партнерам. Не исключено, конструкторов подвиг на эту идею популярный боевик Александра Звягинцева «Сармат. Любовник войны» и снятый по его мотивам телесериал с трагически погибшим актером Александром Дедюшко в главной роли.
Но важно даже не то, почему ракета носит такое название, а то, что она должна заменить на боевом дежурстве другой не менее известный стратегический ракетный комплекс Р-36МУТТХ\Р-36М2 «Воевода» или, как его называют на Западе, «Сатана» (SS-18). «Воевода» — самая большая и самая грозная стратегическая ракета, которая была когда-либо создана. Она весит 210 тонн и несет к цели 10 ядерных боеголовок по 700 килотонн каждая. Когда-то в Советском Союзе их было 308, сейчас в России осталось 52. Они еще стоят на боевом дежурстве в поселках Домбаровский и Ужур в Оренбургской области и на Алтае. Но сделаны эти ракеты в Днепропетровске, на КБ «Южное». А из-за сложностей в отношениях с Украиной рассчитывать на продолжение сотрудничества РВСН с украинским заводом, который, кстати, пока продолжает гарантийное обслуживание «Воеводы», не приходится. И комплексы, которые, по прикидкам военных, должны быть в боевом строю до 2022 года, видимо, придется менять раньше. На замену придет «Сармат».
По открытым данным, вес «Сармата» (ракета создается на жидкостных двигателях) будет более 110 тонн, боеголовки — РГЧ ИН обладать способностью маневрировать при приближении к цели. Такими качествами обладают и боеголовки других новейших российских стратегических ракетных комплексов «Тополя-М», «Ярса» и морской «Булавы». Что это дает? Неуязвимость при преодолении системы противоракетной обороны. Той, что создают сегодня США на наших границах, и той, что они могут создать в будущем. Ни одна система не способна уследить за ракетой или за ее боеголовками, которые летят по индивидуальным баллистическим кривым, если они вдруг «срываются» с этой дуги и начинают лететь на сверхзвуковой и даже гиперзвуковой скорости, прижимаясь к рельефу местности. Маневрируя по курсу и высоте. Перехватить, а тем более уничтожить такую ракету невозможно.
Заместитель министра обороны Юрий Борисов говорил журналистам, что дальность пуска «Сармата» будет превышать 11 тысяч километров. Сколько точно, пока не ясно. Ракетный комплекс пока разрабатывается, его испытаний не проводилось. Но на боевое дежурство он должен заступить где-то в 2018—2020 году. Как раз к тем срокам, которые назвал вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Эти сроки также связаны и с окончанием действия Пражского российско-американского Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).
По условиям этого соглашения, стороны должны иметь к моменту его окончания, а это 2021 год по 1550 развернутых, то есть находящихся на боевом дежурстве, ядерных боеголовок, 700 развернутых стратегических ракет и еще 100 таких же ракет на складах и арсеналах.
По последним данным (на 1 января 2014 года), за Россией, в РВСН числится 311 стратегических ракет с 1078 ядерными боезарядами, 112 ракет на атомных подводных лодках стратегического назначения и 416 ядерными боевыми блоками на них в ВМФ и еще 66 стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС в ВВС. Каждый стратегический бомбардировщик по СНВ-3 засчитывается за одну ракету вне зависимости от того, сколько крылатых ракет с ядерными боезарядами он может нести на своем борту. Если сложить все эти цифры, то получается, что на сегодняшний день у нашей страны всего 489 развернутых стратегических ракетных комплексов и 1494 ядерных боевых блоков на них. До показателей СНВ-3 2021 года мы сильно не дотягиваем.
При этом у США, по последним данным, насчитывается около 798 развернутых носителей и 2150 ядерных блоков на них.
О ходе выполнения договора сторонами, в первую очередь, американцами, существуют очень противоречивые мнения. Это не тема данного материала. Тем не менее, в ближайшие шесть лет нам нужно поставить в боевой строй без какой-либо горячки и «Рубеж», и «Сармат», и «Ярсы», и морскую стратегическую ракету на атомных подводных крейсерах проекта 955 класса «Борей» «Булаву». Таких ракетоносцев к 2020 году должно быть в боевом строю восемь. На каждом по 16 и даже по 20 ракет с 6−10 РГЧ ИН. Так что свои обязательства, судя по словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, мы должны все-таки выполнить.
В то время, когда государство, по словам Владимира Путина, выделяет на перевооружение огромные деньги (в этом году, например, 2,3 триллиона рублей. При том, что еще в 2003-м было только 600 миллиардов), не выполнить свои обязательства перед страной и остальными «заинтересованными» игроками мировой арены будет, мягко говоря, неприлично.