9 октября, среда

Саммит по ядерной безопасности: когда разговаривать незачем

11 сентября 2014 / 18:11
обозреватель ТАСС

В Вашингтоне вызвало большое недоумение нежелание России участвовать в подготовке к намеченному на 2016 год в США Саммиту по физической ядерной безопасности.

В Вашингтоне вызвало большое недоумение нежелание России участвовать в подготовке к намеченному на 2016 год в США Саммиту по физической ядерной безопасности. В Москве четко объяснили, что не видят в этих встречах «добавленной стоимости».

Саммит ради саммита

С идеей проведения Саммита по физической ядерной безопасности выступил президент США Барак Обама в 2010 году. Он же выдвинул достаточно амбициозную цель — обеспечить сохранность всех плохо защищенных ядерных материалов по всему миру в течение 4 лет (до 2014 года) с тем, чтобы они никогда не попали в руки террористов. Государства и международные организации — в первую очередь ООН и «профильное» подразделение МАГАТЭ — поддержали предложение американского президента.

Итоги первого саммита, прошедшего в апреле 2010 года в Вашингтоне, были вполне обнадеживающими и настраивающими на дальнейшие работы.

Так, в частности, Украина и Мексика объявили о намерении избавиться от всех своих запасов высокообогащенного урана (ВОУ). Незадолго до саммита аналогичные планы обнародовали власти Чили, а Канада заявила о намерении вывезти со своей территории значительное количество ВОУ. Кроме того, в целях укрепления ядерной безопасности Аргентина, Вьетнам, Таиланд и Филиппины заявили о намерении присоединиться к профильным договорам и международным партнерствам. Ряд стран, включая Индию, Италию, Китай и Японию, решили создать специализированные центры для разработки технологий в области ядерной безопасности и подготовки соответствующих кадров.

Результатом следующего саммита, состоявшегося весной 2012 года в Южной Корее, стало уже итоговое коммюнике, смысл которого сводился к тому, что государствам следует и в дальнейшем работать над тем, чтобы не допустить попадания ядерных материалов в руки террористов. Последний саммит состоялся весной нынешнего года в Нидерландах. На нем стороны, конечно, обсуждали основной вопрос повестки дня — сохранность ядерных материалов, однако поскольку в то время внимание основных государств-участников встречи было приковано к событиям на Украине, переговоры в большей степени касались именно этой темы.

Следующий саммит должен пройти в 2016 году в США, и пока не ясно, каких итогов от него можно ожидать.

Показательно, что еще до начала первого саммита по ядерной безопасности официальный Вашингтон не скрывал, что предпочитает национальный подход в решении проблемы ядерной безопасности международному. «Если строить заново необходимую международную архитектуру, это может отвлечь внимание от решения безотлагательных практических задач», — указал накануне саммита 2010 года в беседе с журналистами шерпа на форуме, профильный советник президента США Гэри Самор. Иными словами, США взялись, как пытались делать уже неоднократно в других сферах, возглавить борьбу за предотвращение ядерного терроризма, минуя международные структуры.

Разные подходы

О том, что Россия не хочет участвовать в предстоящем в Чикаго в 2016 году саммите стало известно в результате «утечек» в прессу, имевших место в Вашингтоне. Американские СМИ немедленно раздули из этого сенсацию, связав с резким ухудшением российско-американских отношений. Тема была поднята, в частности, на встрече российского посла в США Сергея Кисляка с представителями американских СМИ. «Мы не планируем принимать участие в саммите не потому, что не привержены нераспространению. Мы не видим у этих встреч добавленной стоимости», — приводит слова дипломата газета «Вашингтон пост», попутно напоминая, что инициатива проведения саммитов по ядерной безопасности принадлежит президенту США и является «ключевым компонентом его повестки дня в области нераспространения».

Российскую позицию разъяснили и в Москве.

Как заявил заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков, повестка саммита была «исчерпана задолго до нынешних осложнений российско-американских отношений, в период, когда проводился саммит в Сеуле в 2012 году». По мнению российской стороны, «все, что сейчас изобретается, представляется достаточно искусственным, спорным, концепции сырые и требуют долгого дипломатического процесса осмысления и анализа с подключением экспертов, а их добавочная стоимость не очевидна».

Кроме того, по словам замглавы МИД РФ, российская сторона видит проблему и в том, как организаторы предлагают провести подготовку саммита, включая выработку итогового документа. Москву не устраивает то, что этим будет заниматься небольшая группа стран, «на подхвате» у которых будет МАГАТЭ. Это не устраивает Москву, которая считает, что лидирующую роль в этом процессе необходимо играть МАГАТЭ.

При этом Рябков подчеркнул, что в нежелании российской стороны участвовать в саммите «нет никакой фронды» и «особых политических сигналов». «Я думаю, не случись украинского кризиса, и всего, что с ним связано, наше решение было бы аналогичным», — добавил дипломат. Он отметил, что российская сторона давно объяснила американским коллегам суть своего подхода, а сенсация родилась «в результате преднамеренной утечки из правительственных структур в Вашингтоне». Если бы Москва хотела «дать какой-то сигнал», то сделала бы это не кулуарно, а официально, подчеркнул Рябков.

Само собой разумеется, что возможные решения предстоящего чикагского саммита не будут для России обязывающими.

«Мы не будем считать себя связанными решениями, которые вырабатываются без нашего участия, и все равно, если кто-то захочет, чтобы эти решения приобрели универсальный характер, придется идти в МАГАТЭ, идти по нормальной дорожке», — сказал Рябков.

В Белом доме и госдепартаменте США выразили сожаление в связи с отказом России участвовать в саммите и выступили с традиционной в подобных случаях дипломатической формулировкой о том, что «дверь для россиян, если они пожелают в будущем присоединиться к таким встречам, остается открытой».

Как работать дальше?

Показательно, что ни Россия, ни США не делают трагедии из сложившейся вокруг саммита ситуации. Для обеих сторон очевидно, что совместная работа в сфере обеспечения ядерной безопасности будет продолжена. Москва намеревается сосредоточить свои усилия «на работе по укреплению соответствующего сотрудничества в рамках МАГАТЭ, в частности, на подготовке очередной Конференции высокого уровня по этой проблеме под эгидой Агентства, запланированной на 2016 год», говорится в сообщении МИД РФ.

При этом представитель госдепартамента США Джен Псаки на одном из недавних брифингов заявила, что Москва и Вашингтон «продолжают продуктивно работать над вопросами, связанными с ядерной безопасностью».

«С учетом ситуации на Украине, мы по-прежнему сотрудничаем с Россией по вопросам ядерной безопасности и нераспространения, и это касается наших совместных усилий по ликвидации химического оружия в Сирии, а также переговоров группы „пять плюс один“ по Ирану», — добавила она.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также