Дмитрий Коган из Германии рассказывает, как букмекеры и судьи оказались замешаны в несправедливом результате «Евровидения»-2016.
В Швецию в этом году Россия привезла идеального исполнителя. Как с точки зрения политической корректности — Лазарев умудрился за всё время не сказать ничего, что шло бы в разрез с европейскими представлениями о мире, так и с точки зрения основной целевой аудитории конкурса, а также с точки зрения таланта и профессионализма.
Особый шарм Лазареву в глазах европейцев придавала информация о том, что он, сам внешне чем-то напоминающий Артемона, содержит фирму по производству десертов для кошек и собак под названием «Пудель-штрудель».
Песню у Лазарева хоть и нельзя было назвать блестящей, но она была просчитана для достижения оптимального результата с первой до последней ноты. А видео-шоу было хоть и слизанным по своей идее у прошлогоднего победителя, но сделано так здорово, что хоть на конкурс иллюзионистов, хоть в Лас-Вегас отправляй.
Разглядев все эти плюсы, европейский люд понёс свои деньги букмекерам, делая ставки на победу российского участника, что отразилось на коэффициентах, и сделала Лазарева фаворитом зрительского голосования. Это в свою очередь пробудило совершенно напрасные ожидания от конкурса в России, где подавляющее большинство потенциальных зрителей давно уже забыло европейскую истерику от победы Билана и не знало, что результатом этой истерики было возвращение в конкурсный обиход так называемого «профессионального жюри», изгнанного в своё время из «Евровидения» за коррупцию и предвзятость. То, что было минусом, вдруг стало для проводящей конкурс организации плюсом: жюри, начиная с 2009 года, должно было определять половину оценки участника. Уже тогда я сказал, что пока будет жюри, не будет российской победы, повторял это каждый год, и каждый год оказывался прав. Потому что такова природа вещей.
Судейское голосование — инструмент, и у него есть единственная роль — конкурс не должен оказаться в России, а Россия не должна победить. Жюри может поставить любого конкурсанта сколь угодно низко, и оно совсем не связано ни с какой конкурсной музыкальной реальностью. Зрителей — миллионы, и они в сумме своей, так или иначе, соревновательную реальность конкурса отражают, а потому не могут поставить любого конкурсанта сколь угодно высоко: в какой-то степени и собственное выступление участника в оценке отразится, и — в ещё большей степени — выступления его конкурентов. Поэтому инструмент судейского голосования всегда будет сильнее голосования зрительского, а значит, он всегда сможет соответствовать той роли, для которой был создан, и всегда решать поставленную задачу. А то, что мнение о музыкальных номерах условного представителя шоу-бизнеса условной Португалии не интересует никого на свете, тем более что думает он вовсе не о номерах, организаторов не остановило: зрители по-прежнему могут азартно голосовать и проявлять интерес, а в детали им вникать не обязательно.
Организаторов «Евровидения» терзала — с каждым годом всё сильнее — ещё одна проблема: среди «правильных» стран желающих проводить у себя шоу, а значит тратить на это деньги, почти не осталось. Наиболее помешанная на конкурсе страна — Швеция — поддержала организаторов и раскошелилась дважды, но и её интерес оказался не беспределен. А пока организаторы терзались, первый полуфинал, разгромив конкурентов в пух и прах, выиграл Лазарев, набравший не только 194 балла от зрителей, но и, что самое интересное, 148 баллов от жюри. Голосовала в полуфинале половина стран участниц, так что сумма Лазарева — 342 балла — означала, что в финале он получит примерно 684 балла и «катастрофа», которую требуется избежать любыми средствами, случится.
Во втором полуфинале неожиданно на самом верху оказалась австралийка, набрав 178 баллов от жюри и 136 — от зрителей (в сумме — 314, в потенциальном финале — 628), за ней с приличным отставанием шла Джамала с 135 очками от жюри и 152 — то зрителей (в сумме — 287, в потенциальном финале — 574). Результат второго полуфинала подсказал организаторам решение дилеммы между нежеланием ехать в Россию и нежеланием проводить Евровидение у себя: а именно, слетать на халяву в отпуск к антиподам. Последние как неофиты конкурса ещё не растеряли энтузиазм и стремление принять «весь этот джаз» у себя. Существовала, правда, предварительная договорённость: если побеждает Австралия, следующее «Евровидение» проходит в одной из европейских стран. Но проводил бы конкурс так или иначе австралийский вещатель SBS. И платила бы Австралия. А это главное.
Вот тут и был включён административный ресурс, а за основу взята операция, разыгранная в прошлом году. Год назад в зрительском голосовании победило трио из Италии, но функционеры не верили, что оно или кто-либо ещё способен собственными силами остановить Гагарину, и потому бросили все силы в раскрутку и продвижение шведа, который благодаря этим усилиям в итоге и победил. Сделав вывод после второго полуфинала, что Джамала не справится, а у Австралии и шансов, похоже, больше, и в Киев ехать не придётся, организаторами была проведена соответствующая работа с жюри, в результате которой Австралия по итогом финала выиграла у России аж 190 баллов (а должна была бы где-то 60).
Жюри проголосовало в пятницу, все кому надо узнали результаты и наверняка решили, что лететь в Австралию — это прекрасно, но ещё лучше — лететь в Австралию при деньгах (с деньгами — лучше, даже если не лететь). Всю субботу у букмекеров наблюдался массовый приток средств, поставленных на Австралию. Если утром за каждый поставленный на победу австралийки евро ещё можно было заработать 5, то к вечеру уже лишь 2. На победу Лазареву субботним утром давали пол евро за евро ставки, к вечеру — уже целый евро. На главном букмекерском сайте Австралию в пятницу вечером снабдили «звёздочкой», символизирующей страну, которая победит, по мнению эксперта сайта.
В итоге, как мы знаем, экскурсия в Австралию сорвалась (но желание явно не исчезло, сделаем себе пометку на будущее), а поставленные денежки плакали, но главная задача — останови Россию — была выполнена. Победа на Евровидении возбудила украинский политический бомонд и вызвала упреки России в сторону Европы, за то что та этот политический бомонд возбудила. Но право слово, трудно упрекать постоянно готовую и ищущую, чтобы ей сожрать, особь за одобрение ею действий жратвы, желающей быть обязательно сожранной и именно этой особью.
Как и ЕС, стремящийся к расширению пока зубы не обломаются либо внутреннее пищеварение не откажет, «Евровидение» уже ассоциировало Австралию и смотрит жадными глазами на Америку, где США в первый раз вели трансляцию с конкурса — по кабельному каналу для ЛГБТ-сообщества. Аппетиты тормозятся лишь логистическими и временными ограничениями — конкурс и его трансляция и так длятся слишком долго. По-видимому, и судейские оценки скоро будут объявляться скопом, а на телемостах организаторы сэкономят.
Глобализация находит отражение и в музыкальной программе. Немка думает, что она кореянка, кореянка считает себя австралийкой, австриячка поёт на французском, а француз — на английском. К слову, из 42 участников на родном языке пели лишь единицы. Фриков на конкурсе всё меньше, да и те, что есть, отсеиваются в полуфинале. Участники попадают в ноты, а шоу всё больше сдвигается в музыкальный мейнстрим, правда, композиторов, способных написать красивую песню в наше время практически не осталось, и даже американская приглашённая звезда конкурса — Джастин Тимберлейк вряд ли со своим номером попал бы хотя бы в десятку.
На этом фоне украинской победительнице конкурса Джамале всё-таки удалось выделиться: не музыкой, но текстом. На «Евровидении» все поют кто о любви, кто о мире во всём мире… Думаю, слов «they kill you all» и «everyone dies» не было в программе конкурса за всю его историю и больше не будет. Ну, или Украина опять на кого-нибудь обидится, на ту же Германию — и споёт тогда новую песню про то, как фашисты «they kill you all» и «everyone dies», даже название новое придумывать не придётся, так и останется — «1944». Правда, эту песню не пропустят организаторы конкурса, потому что конкурс, как всем известно, вне политики!