Год назад был помилован Михаил Ходорковский. Его досрочное освобождение подразумевало отказ от политической деятельности. Но своего слова олигарх не сдержал.
Год назад был помилован Михаил Ходорковский. Его досрочное освобождение подразумевало отказ от политической деятельности. Но своего слова олигарх не сдержал, со временем став центром объединения разрушительных сил и заявив о своем намерении возглавить оккупационное правительство коллаборантов.
Первоначально после своего освобождения Ходорковский вел себя осторожно, а свою целевую аудиторию шокировал тем, что в интервью журналу «The New Times» занял отдельную позицию по национализму, и даже выразил готовность повоевать за территориальную целостность России.
Возник вопрос, то ли идеологические воззрения Ходорковского не были ранее правильно интерпретированы, то ли олигарх в местах заключения прозрел. Оставалась надежда на то, что Михаил Борисович, исходя из приобретенного им опыта, останется в стороне от тех людей, которых президент России Владимир Путин метко назвал национал-предателями.
Но уже в марте мы увидели прежнего Ходорковского.
Он прибыл на Украину почти сразу после произошедшего там государственного переворота. В своем выступлении на майдане олигарх бросался обвинениями в адрес России, за которую тремя месяцами ранее обещал воевать, а также произнес странные слова, заставившие усомниться либо в его зрении, либо в интеллекте: «Фашистов здесь не больше, чем на улицах Москвы и Петербурга».
В любом случае, Ходорковский своим появлением на киевском майдане не только нарушил негласное обещание, но и закрыл себе двери в российскую системную политику. Контраст с декабрьскими заявлениями олигарха был колоссальным. Когда же в апреле Михаил Борисович профинансировал проведение конгресса «Украина-Россия: диалог» в том же Киеве, сомнений не осталось. На том мероприятии русофобы всех мастей побратались с открытыми предателями из отечественной «пятой колонны». Многие расценили все это как сигнал к подготовке майдана уже в России, некоторые уверяли, что антироссийские действия Ходорковского — итог работы немецких спецслужб.
Следующим этапом интеграции Ходорковского в среду национал-предателей стала его активность в интернете. Она выглядела довольно нелепо даже не в связи с тем, что своим появлением в фейсбуке и твиттере олигарх ставил себя на одну доску с неадекватными либеральными блогерами. Дело в том, что его странички в социальных сетях сразу развеяли миф о выдающихся умственных способностях бизнесмена. Многие оказались разочарованы поверхностностью суждений Ходорковского. Впрочем, протестная публика с непритязательными вкусами была крайне довольна, принимала олигарха как своего и активно просила денег.
Чтобы общаться с подобным активом на привычном ей уровне, Ходорковский воспользовался советами своего пресс-секретаря Ольги Писпанен, бывшей корреспондентки телеканала «Дождь». Именно она, кстати, научила олигарха троллить блогеров. В интернете Михаил Борисович предстал патентованным хамом. Чего стоит только обращение бизнесмена к одному из своих многочисленных оппонентов: «У тебя-то, что воровать было, яйцеклетка?». Ходорковский с Писпанен явно были довольны каждому такому творческому успеху, самодовольно констатируя: «Оттоптался в свое удовольствие, завел троллюгу в истерику».
В итоге вокруг Михаила Борисовича сплотились те, кто рассматривает украинские события как возможность сменить власть в России, а также как шанс без особых проблем поднять денег. Олигарх стал постоянно фигурировать в списках всевозможных теневых «правительств», и вот недавно все же набрался смелости объявить о том, что готов стать премьер-министром оккупационного правительства. Действительно, Ходорковский идеально подходит на роль коллаборационистского лидера, поскольку давно известен как автор предложения продать российское ядерное оружие США, — о чем еще во времена дела ЮКОСа откровенно рассказывал Станислав Белковский.
Время от времени Ходорковский, считающий себя крупным политиком с электоральными перспективами, продолжает шокировать своих коллег национал-предателей «популистскими» заявлениями.
В октябре он, например, сообщил, что, по его мнению, Крым является неотъемлемой частью России. Такие заявления, впрочем, делаются для отвода глаз и не должны обманывать. В случае успеха Ходорковский сдаст не только Крым, но и всю страну.
Иначе чем объяснить маниакальную радость олигарха от нестабильности на финансовом рынке. «Падение рубля — это хорошо, и, в общем, нам на выборах будет намного легче», — сказал он, общаясь 7 декабря со своими сторонниками в Санкт-Петербурге.
В интервью «Эху Москвы» несколькими днями позже он уже не скрывал своих истинных целей, заявив, что «дворцовый переворот был бы для России лучшим вариантом» и призвав чуть ли не к устранению главы государства Владимира Путина.
Для реализации своих идей Ходорковский пользуется проверенным инструментом — фондом «Открытая Россия», который был основан им 13 лет назад. Все эти годы фонд готовит в России кадры коллаборационистов и мясо для переворота в России. Выпестованные фондом политики и «общественники» принимали активное участие в болотных событиях, да и теперь сидят наготове, ожидая своего шанса.
Ближайшая цель «Открытой России» — думские выборы 2016 года. Ходорковский, который по российским законам, не может принимать участие в избирательных компаниях, тем не менее активно готовит своих агентов, знакомит их с тонкостями захвата власти. «Он соберет демократов России и прозападных бизнесменов с надеждой на поддержку Запада. Этого момента Ходорковский ждет теперь изо всех сил», — мечтательно пишет немецкий журнал «Штерн».
Правда, собирает демократов и бизнесменов олигарх все больше за границей. Берлин, Вашингтон, Нью-Йорк, Прага, Осло, Париж, Тель-Авив, Брюссель — вот города, в которых Ходорковский «встречается с политиками и соратниками».
К этому добавляется еще и оторванность олигарха от реальной жизни в России, ведь последние десять лет с лишним лет он бывал только в местах заключения и за рубежом.
Цели Ходорковского предельно ясны, да он собственно их не скрывает: воспользовавшись тем, что страна переживает нелегкие времена, попытаться заручиться поддержкой Запада и отпраздновать свой реванш в России. Как уже говорилось, на этот раз Михаил Борисович видит себя уже не олигархом, а по крайней мере, премьер-министром.
Минувший с момента освобождения год показал, что тени прошлого никуда не исчезли и Ходорковский продолжает представлять собой угрозу для российской государственности. Являясь маргинальной фигурой на российской политической сцене, он вынашивает планы по восхождению на политический олимп с помощью Запада.
Украинский опыт безусловно вдохновляет ходорковских и их сторонников. Но и народ России трагические события у нашего соседа многому научили. Поэтому нет сомнений, что мечтам олигарха не суждено сбыться. Ставка на предательство никогда не приносила успеха в истории нашей страны.