28 марта, четверг

Праздник с чистого листа

31 октября 2014 / 17:49
писатель, журналист, телеведущий

День народного единства, несмотря на всю звучащую в адрес этой даты критику, не подвергается пересмотру. Несмотря на то, что праздник получился, фактически, с чистого листа.

Длительные эксперименты с памятными датами до добра не доводят. Они доводят до смешного или до грешного. День народного единства 4 ноября, видимо, был последним таким экспериментом. И завершил собой эпоху корректировки истории.

Помните праздник 7 ноября? Ровно в 10 часов утра по московскому времени все обе две кнопки советского телевидения прерывали свои программы, с экрана на нас смотрел логотип «Интервидения» (очевидно подчеркивая, что в этот же самый миг к экранам прильнули зрители ну минимум половины мира), и диктор начинал: «Москва. Прямая трансляция военного парада на Красной площади, посвященного… цатой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции».

Если смотреть на историю страны с точки зрения государственных праздников, то конец XX — начало XXI века у нас прошли в вялотекущей борьбе с советским наследием. С 1991 года отменили парады на 7 ноября. В 1992-м из красных дат календаря убрали 8 ноября (раньше праздничными были седьмое и восьмое). В 1996 году праздник был не совсем последовательно переименован в День согласия и примирения — не совсем последовательно потому, что годом ранее президент Ельцин подписал федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». В котором 7 ноября обозначалось как, цитирую, «День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год)».

Да-да, никакой ошибки тут нет, именно так в законе про 7 ноября и говорилось.

Вряд ли сегодня имеет смысл подробно останавливаться на оценках тех попыток переформатировать празднование Дня Революции под изменившуюся позицию государства. Главное, что вектор усилий очевиден.

Инерция шедших десятилетие процессов оказалась велика. К своему логическому завершению ситуацияпришла аж в 2004 году, когда по инициативе общественных и религиозных организаций депутаты Госдумы подготовили законопроект, отменяющий празднование 7 ноября и вводящий новую дату — 4 ноября, День народного единства. Приуроченный к освобождению Москвы от польских интервентов в 1612 году.

«Мы полагаем, что день трагического разделения России — 7 ноября — не стал днем примирения и согласия», — говорилось в обращении Межрелигиозного совета России в нижнюю палату парламента. Революционные события «привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие».

Отмечу, что к реальной истории все это, конечно, имеет отношение самое отдаленное — как в характеристике праздника старого, так и в обосновании праздника нового. Разве сама революция разделяет людей, а не ее причины? Да, революции кровавы, но разве в этом их суть, а не в разрешении острейших социальных противоречий, которые и вызывают революции? И празднуют (те же французы), наверное, не кровь и братоубийство?

Сильно ли разделено французское общество? А сильно ли было разделено наше в советские времена? Так что тут можно спорить и спорить, что больше разделяет, — сама дата 7 ноября или длительный процесс пересмотра исторических событий, с ней связанных.

Ну, а новый праздник вызывает много споров в связи с его датировкой. Мы ведь помним, например, что Ельцин установил дату освобождения Москвы от интервентов на 7 ноября? Откуда же берутся такие разночтения?

Обратимся к событиям осени 1612 года. 22 октября по юлианскому календарю (старому стилю) войска второго земского ополчения под предводительством Минина и Пожарского прорвались в Китай-город, началось освобождение Москвы. 25 или 26 октября (о точной дате до сих пор идут дискуссии, не столько исторические, сколько идеологические, о чем ниже) был подписан договор о сдаче польского гарнизона Кремля. 27 октября польский гарнизон капитулировал. И 1 ноября земские войска торжественно вошли в Кремль, Москва была освобождена.

Современные даты можно вычислить из разницы между юлианским и григорианским календарями. Сегодня мы живем по григорианскому летоисчислению (новому стилю). Необходимость в переходе от одного календаря к другому возникла из-за погрешностей в юлианском календаре — каждые 128 лет в нем накапливался один лишний день. Неточность была устранена папой римским Григорием XIII в XVI веке — на тот момент разница между календарями составляла 10 дней, которые «пропустили» — например, за 5 октября 1582 года сразу последовало 15-е октября.

Первыми на новый стиль перешли католические страны, а Россия еще долго жила по юлианскому календарю — вплоть до 1918 года. Но сейчас нам важно другое — русские современники датируют события осени 1612 года по старому стилю, а поляки, например, уже по новому.

Для XVII века разница в летоисчислении составляла все те же 10 дней. И потому даты событий осени 1612 года по григорианскому календарю, а также в польских источниках будут выглядит так: войска Минина и Пожарского вошли в Китай-город 1 ноября. Договор о сдаче польского гарнизона Кремля был подписан 4 или 5 ноября. Польский гарнизон капитулировал 6 ноября. А 10 ноября состоялось торжественное вхождение войск ополчения в Кремль.

Откуда же берутся даты, которые фигурируют в том числе и в современном перечне государственных праздников?

Все очень просто — они получаются из соотношения дат старого стиля с текущими, XXI века датами нового стиля. Ошибка в юлианском календаре, как мы помним, накапливается — по 1 дню каждые 128 лет. Сегодня она составляет 13 дней. И если соотносить даты 1612 года с датами 2004 года, или даже 2014-го, мы получим: войска ополчения вошли в Китай-город 4 ноября, 7 или 8 ноября был подписан договор о сдаче польского гарнизона Кремля. 9 ноября гарнизон капитулировал, 14 ноября земцы торжественно вошли в Кремль.

Вот откуда 7 ноября — одна из возможных дат сдачи польского гарнизона Кремля. Сегодня ломается немало копий, чтобы доказать: не было ничего особенного в Москве 25 октября старого стиля, все случилось именно 26-го — чтобы уйти от совпадений с пресловутой датойОктябрьской революции. И напротив, «просоветские» авторы настаивают именно на 25 октября — держа в уме удобное смешение с 7 ноября.

Вот откуда 4 ноября — освобождение Китай-города и начало освобождения Москвы.

Но есть существенная ложка дегтя — очень странной для определения государственных праздников выглядит сама методика прямого соотношения дат XVII века с датами XXI-го. Дело в том, что результат получается «плавающий». Вспомним, погрешность накапливается. И уже меньше, чем через 100 лет разница между старым и новым стилем составит 14 дней. Еще через 128 лет — 15 дней. Означает ли это, что День народного единства «перекочует» в перспективе на 5 ноября, затем на 6-е, а там и до 7-го дойдет?

Верным переводом дат будет как раз тот, который мы рассмотрели первым, тем более, что и современники событий пользуются такой датировкой. Но в этом случае 4 ноября не попадает на освобождение Китай-города и начало освобождения Москвы! Оно попадает на промежуточную дату подписания договора о сдаче гарнизона Кремля — к тому же дату спорную. Абсурдности добавляет и то, что против 25 октября (4 ноября) выступают как раз идеологические противники 7 ноября, в то время, как сторонники на 25-ом настаивают — но им не нужно 4 ноября!

Чувствуете, какая историко-идеолого-политическая каша заваривается? А ведь это я еще совсем не затрагивал вопросов о том, почему праздник назначен на дату начала освобождения Кремля, а не на само освобождение… Почему не на дату окончания Смуты — Земский собор 1613 года и выборы царя, а, если угодно, на дату начала окончания Смуты?

Вот именно до такого длительные идеологические эксперименты с памятью и историей страны и доводят. И это, поверьте, еще легкий случай.

Нет, в последующие годы было немало сделано для того, чтобы ситуацию если и не исправить в корне, то стабилизировать. В современной редакции федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» 7 ноября — это, во-первых, День воинской славы России, «День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год)». В этот день на главной площади страны вновь проводится военный парад.

Во-вторых, 7 ноября включен в список Памятных дат закона как «День Октябрьской революции 1917 года».

И, наверное, правильно, что День народного единства, несмотря на всю звучащую в адрес этой даты критику, не подвергается пересмотру. Несмотря на то, что праздник получился, фактически, с чистого листа. С достаточно условной привязкой к конкретным событиям Смутного времени.

Может быть, нам и нужен был такой праздник с чистого листа. Важно ведь, кто и что на этом листе пишет.

А вот еще одна «корректировка» истории и памятных дат единству общества уже явно не поспособствует.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также
колонка