Спровоцированный Вашингтоном кризис на Украине, переросший в гражданскую войну, стал для американских менторов еще одним поводом повыступать с советами.
Американских политиков хлебом не корми, а дай поучить уму-разуму зарубежных коллег, как им надо строить жизнь их государств. Просто спят и видят себя в роли Ментора. Последний пришел к нам из древнегреческой мифологии с острова Итака — это был сын Алкима, старого друга Одиссея. Тот не только заботился, по поручению Одиссея, отправившегося в Трою, о доме и хозяйстве, но и препятствовал назойливым женихам Пенелопы, а также был воспитателем Телемаха, сына Одиссея. Именно поэтому сегодня имя Ментор часто употребляется в смысле наставника или руководителя юношества. В целом — положительный мифологический герой. Однако в современном обществе его имя чаще произносится с определенной долей иронии в адрес человека, считающего себя вправе поучать других…
Вернемся же в ХХI век. Возможно, не все обратили на сказанную не так давно фразу Барака Обамы, обращенную к России. В интервью телеканалу Си-би-эс президент США заявил, что, «если вы, русские, сосредоточитесь на своем инженерном таланте, на своих талантах в области математики, на росте своей экономики, тогда Россия по определению станет великой силой в этом мире». При этом он назвал свои взаимоотношения с российским лидером Владимиром Путиным «прямыми и крепкими». И что, такой тип отношений дает право главе Белого дома заниматься менторством в отношении и без того — и уж во всяком случае без американских аудиторов — великой державы? Вряд ли… Да и России самой прекрасно известен собственный потенциал в перечисленных Обамой сферах. А как его использовать — даже если это происходит сегодня не всегда эффективно — это, уж извините, не ваше дело.
Спровоцированный Вашингтоном кризис на Украине, переросший в гражданскую войну, стал для американских менторов еще одним поводом повыступать с советами.
Причем, по самым надуманным поводам.
Так, представители госдепартамента, Белого дома и Пентагона, словно под копирку, тиражируют рекомендации Москве — выведите российские войска с украинской территории, прекратите вмешательство во внутренние дела соседнего государства, соблюдайте территориальную целостность Украины (это по поводу Крыма). И их мало заботит то, что Россия не направляла на Украину военнослужащих (добровольцы — дело совсем другое); делает все возможное, чтобы в качестве доброго соседа помочь в установлении там мира (яркий пример — мирный план президента РФ Владимира Путина); а решение объявить независимость и воссоединиться с Россией крымчане принимали самостоятельно и осознанно… Сейчас на Украине худо-бедно, а перемирие, за сохранение и развитие которого Москва неустанно ратует. Российские войска, завершив плановые учения, отошли к местам постоянной дислокации — то есть, их нет не только на соседской земле, но и даже у границы, что признали и западные военные эксперты. Ан нет, вашингтонские официальные представители все так же дудят в ту же дуду…
Интересно, что когда-то в далеком прошлом речь шла о, если можно так сказать, менторстве в чистом виде. Вашингтон давал советы, кому и как надо жить. Однако подкрепить свои рекомендации, сделать их более убедительными для адресата было практически нечем. Сегодня же набор соответствующих инструментов довольно разнообразен. Это не только вооруженная агрессия как крайний аргумент послушаться совета, но и санкции — как в экономике, так и в политике, которые теперь можно вполне классифицировать как кнуты в руках ментора. Украинские события послужили поводом для Вашингтона ввести ограничительные меры как против физических лиц, так и компаний России. Причем, идти на поводу у США европейские страны не хотели — их коммерческие и финансовые интересы гораздо значительнее американских в деловых отношениях с российскими партнерами. Значит — надо убедительно порекомендовать сделать это. И как проговорился вице-президент Джозеф Байден, в такой ситуации «Америка взяла лидерство на себя, и президент США настаивал на этом, иногда ему даже приходилось ставить в неловкое положение Европу, чтобы она с риском понести экономический ущерб начала действовать с целью заставить (Россию) расплатиться» за события на Украине. Как прокомментировал ситуацию министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, «последняя волна санкций была утверждена ЕС уже после достижения соглашения о прекращении огня, и это лишь подтверждает, что ситуация вокруг Украины используется Вашингтоном, прежде всего, в попытке навязать свое так называемое лидерство на всем евроатлантическом пространстве». То есть, позицию, с которой можно будет более убедительно раздавать непрошенные советы.
Впрочем, Вашингтон и ранее пытался учить жизни Россию (не будем углублять экскурс в историю до времен СССР, хотя и тогда было немало инцидентов).
Особенно ярко проявилось это после известных событий на Болотной площади в Москве. Тогда и Белый дом, и госдепартамент рекомендовали Москве соблюдать права человека, в том числе на проведение мирных собраний (то, что оппозиция на Болотной вела себя далеко не мирно, а скорее воинственно, в США «не заметили»), подчеркивая, что, говоря словами занимавшего в то время пост официального представителя внешнеполитического ведомства Марка Тонера, «Америка поддерживает право любого человека на мирное выражение протеста в любой точке Земного шара». Трудно не согласиться с общей постановкой вопроса, тем более что в России — как и в других странах мира — уже давно нет запрета «больше трех не собираться». Правда, Тонер, видимо, забыл, что проведение манифестаций — опять же как и во всем мире — должно быть легитимным и в ходе их осуществления не должно быть нарушений иных законов. И уж если говорилось о «любой точке Земного шара», то где тогда, исходя из этого посыла, расположены США? Разве к ним такие общедемократические требования не относятся? Ведь американские власти не очень-то спокойно, мягко говоря, относятся к протестным выступлениям населения США, которые частенько завершаются разгоном полицейскими манифестантов — дубинками, резиновыми пулями, газом и пластиковыми наручниками. Однако в таких случаях американские власти обвиняют демонстрантов в нарушении общественного порядка и местных законов. Другим, видимо думают в Белом доме, добиваться соблюдения законов нельзя…
Примечательно, что в современном исполнении менторство Вашингтон стал использовать как своего рода прелюдию к переходу к тактике кнута и пряника, когда увещевания не приносят нужных ему плодов. Другими словами, покорного и слепого послушания. Причем, к карательным акциям у него явное предпочтение. Именно так Конгресс США принял и Барак Обама подписал в декабре 2012 года Акт о верховенстве закона и подотчетности имени Сергея Магнитского, то есть пресловутый «список Магнитского». Он предусматривает использование санкций против должностных лиц России, виновных, по мнению властей США, в нарушении прав человека. Против включенных в «список Магнитского» россиян применяются такие «воспитательные» меры, как отказ в выдаче американских въездных виз, замораживание активов, находящихся на территории США (в случае наличия таковых). Так что, если Вашингтон советует кому-то что-то сделать, то надо готовиться к защите национальных интересов от американских карательных мер, если не вторжения…
Прибегают США к менторству и в отношении других иностранных субъектов (приведенный выше эпизод с государствами ЕС — лишь один из многих).
Последним по времени примером такой нравоучительной тактики можно считать поучающие высказывания представителей Вашингтона по поводу событий в Гонконге. Так, пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест повторял на регулярных брифингах для журналистов, что США «внимательно следят» за развитием ситуации и рекомендуют властям «проявлять сдержанность», а участникам выступлений протеста — «мирно выражать свои взгляды». Причем, это делалось даже во время пребывания в октябре в американской столице министра иностранных дел КНР Ван И. Последний дипломатично согласился обсудить гонконгские события с госсекретарем Джоном Керри, но при этом подчеркнул, что считает акции протеста внутренним делом Китая.
В США, не исключаю, все же осознают степень раздражения, которую вызывают их попытки стать отцом родным для всех и вся на планете Земля, хотя там не могут пока окончательно отказаться от вековой привычки поучать. Примером такого понимания могла бы послужить речь Барака Обамы на общеполитической дискуссии на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в конце сентября. В ней не было столь уже знакомой фразеологии с использованием слова «лидер» и производных от него применительно к США. Как-то сразу захотелось поверить, что в Вашингтоне решили заговорить с другими государствами на равных. Однако надежда рухнула буквально сразу же. Сначала Белый дом разъяснил, что речь на Генассамблее была именно о лидерстве США в мире, хотя терминологически это из уст Обаму и не прозвучало. А буквально на следующий день сам президент пошел еще дальше, утверждая, что будто бы «люди по всему миру ожидают от США проявления лидерства… и США приветствуют и принимают эту обязанность».
Понятно, что США многое не нравится в российской действительности — Россия самостоятельна, действует прежде всего в своих национальных интересах и не хочет следовать в фарватере интересов американских.
Отсюда и заявления вашингтонских официальных лиц о том, что Москва, мол, попирает основополагающие права и свободы граждан, воплощенные для пущей убедительности в форму общедемократических постулатов.
Однако в Вашингтоне, может, забыли, что на дворе уже XXI век, и времена диктата и поучений канули в Лету? Кто бы подсказал американским политическим проповедникам, что если когда-то менторский тон еще приводил к каким-то результатам, то сегодня он кроме легкого удивления, а порой и раздражения, уже ничего не вызывает? Не лучше ли Вашингтону заняться делами американскими — их ведь невпроворот?
…Почему-то в этой связи вспомнились слова из песни Буратино и паука, пытавшегося наставить деревянного человечка на путь истинный, из детского художественного фильма «Приключения Буратино»: «Поучают, поучают… Поучайте лучше ваших паучат!»…