Еще Бисмарк говорил: революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются проходимцы.
Инаугурационная речь Петра Порошенко не оправдала ожидания тех, кто рассчитывал на позитивные перемены в отношениях Киева и Юго-Востока после легитимации новой украинской власти. Впрочем, судя по всему, она не оправдала ожидания и радикально настроенной части украинского общества, рассчитывавшей на войну с Востоком до победного конца.
Первые противоречивые заявления, прозвучавшие в инаугурационной речи, подтверждают предварительные прогнозы: Порошенко, вероятнее всего, будет временным президентом даже для той части Украины, которая его выбрала. Перспектив стать авторитетом для жителей городов Юго-Востока, которые украинская армия и боевики «Правого сектора» поливают огнем систем «Град», у него нет никаких.
В то же время возглавить радикальную часть общества ему не дадут подлинные радикалы.
Одни не примут его, потому что он сам ставит их в положение врагов, не прекращая силовую операцию. Другие не поймут, если он даже просто уменьшит масштабы боевых действий в отношении ополченцев. Так выглядят Сцилла и Харибда украинской политики, пытаясь пройти между которыми, уже не первый президент потерял власть. На этот раз развязка может наступить на парламентских выборах, которые сам новоизбранный президент пообещал провести до конца текущего года.
С первых дней майдана Порошенко, назначенный Западом на роль одного из главных спонсоров госпереворота, был и остается заложником ситуации. Как и большинство украинских олигархов, он посчитал, что Запад в случае победы «революции» позволит выгодно продать страну по кусочкам, а может, даже и оставит часть территории в управление. С какой же радостью его «соратники» по списку Форбс приняли под свою «опеку» регионы! — Как вассалы, которым феодал отдал на откуп часть своих владений! В такой же постреволюционной эйфории, судя по воинственным заявлениям в адрес ополченцев, находится сейчас и Порошенко. Возможно, как в свое время Саакашвили, он даже рассчитывает на военную помощь Запада. Но, скорее, не настолько наивен и уже мысленно отказался от Юго-Востока. Однако не может показать этого, опасаясь удара в спину со стороны тех, с чьей помощью был совершен переворот. Это с одной стороны. А с другой: от него и не требуется адекватной реакции, поиска компромисса, организации переговорного процесса. У него другая роль. Он должен провоцировать конфликт.
Именно потому вместо назревшей федерализации Украине предложен унитаризм как единственно возможная модель государственности и вместо естественного двуязычия стране навязывается украинский язык как единственный государственный.
Но самое главное: военная операция на Юго-Востоке не прекращена!
Порошенко проигнорировал именно те самые три фундаментальных вопроса, взвешенные ответы на которые могли бы стать основой для мирного сценария преодоления украинского кризиса. Он сделал вид, будто этих вопросов не существует вовсе.
Начиная с субботы, Порошенко стал еще более управляемым извне. С непосредственными исполнителями переворота он теперь повязан кровью жителей Юго-Востока. Потому что с этого момента армия исполняла уже его приказы. И как теперь их интерпретировать — как защиту государственных интересов или как преступление против человечности, решать будут за океаном.
Еще Бисмарк говорил: революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются проходимцы.
Так как цели не достигнуты, «революция» продолжается.
Задачи скорректированы, но не отменены. И если так и не удалось выполнить задачу-максимум, втянув Россию в гражданскую войну, необходимо сделать Юго-Восток частью пояса нестабильности вокруг России. Это позволит Америке и европейских партнеров держать в тонусе, и Россию отвлечь от решения вопросов экономического роста. Поэтому время для проходимцев на Украине еще не наступило. Пилить пока особо нечего. По-прежнему требуются фанатики.