Военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин рассказывает, зачем в Европе собрались возрождать ДОВСЕ.
Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер выступил с новой инициативой. Со страниц газеты «Frankfurter Allgemeine Zeitung» он призвал европейскую и мировую общественность создать новый механизм контроля над вооружениями, что должен прийти на смену Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который, как отметил министр, «уже несколько лет игнорируется Россией». Глава внешнеполитического ведомства ФРГ обвинил нашу страну и в других разногласиях с Западом. В первую очередь вокруг таких ценностей, как свобода, демократия, правовая государственность и права человека, а также о разделе геополитических сфер влияния. Опять напомнил об «аннексии Крыма, противоречащей нормам международного права, поставившей под вопрос принципы европейской мирной архитектуры», о гибридных формах конфронтации, о закручивании спирали гонки вооружений…
Словом, все риторические штампы, которые мы слышим в последнее время из уст западных политиков, все пропагандистские приемы, основанные на передергивании фактов и подмене причин следствием — все это в который раз прозвучало в статье видного немецкого политика, пытающегося играть лидирующую роль в миротворческом процессе на континенте. Спорить с ними, доказывая их несостоятельность, уже, честно говоря, надоело. Тем более что, судя по обилию претензий к Москве и отсутствию подобных упреков к западным странам, даже минимальной самокритики или сомнения в правильности проводимой США и НАТО политики по отношению к России, получается это у господина Штайнмайера довольно плохо. Даже с позиций нормальной человеческой логики, — ведь если есть конфликты в семье, то виноваты в нем, как правило, две стороны, а не одна. А уж предложение вести диалог с Россией с позиции устрашения, как это прозвучало на варшавском саммите Североатлантического альянса и на чем настаивает глава внешнеполитического ведомства ФРГ, вообще вызывает недоумение. Нельзя кого-то пугать и пытаться с ним о чем-то конкретном договориться. А договориться господин Штайнмайер хочет с нами о контроле над вооружениями, видя в них проверенное средство для восстановления прозрачности, избавления от лишних рисков и восстановление доверия.
Предложение своего министра иностранных дел поддержала и канцлер Германии Ангела Меркель. «Я поддерживаю эту инициативу, — заявила она агентству ARD, — как это будет выглядеть, нужно будет, конечно, обговорить. Но это правильно и важно».
Из Кремля и министерства иностранных дел России откликов на статью господина Штайнмайера в «Frankfurter Allgemeine Zeitung» пока не последовало. А опрошенные военным обозревателем ТАСС эксперты выразили большое сомнение в реализуемости подобного предложения. Главный вопрос — как это практически можно сделать, если даже адаптированный ДОВСЕ, согласованный в 1999 году в Стамбуле, западные страны отказались ратифицировать? А тогда ситуация в отношениях между Востоком и Западом, даже несмотря на бомбардировки Югославии и последовавший за этим ввод в Косовский край натовских и российских миротворцев, была, можно сказать, почти вегетарианская.
ДОВСЕ, напомним читателям, был подписан двумя военно-политическими блоками НАТО и Организацией Варшавского договора 19 ноября 1990 года в Париже. Он предусматривал воздержание от применения силы в международных отношениях, устанавливал предельно низкие квоты по пяти видам вооружений (танкам, боевым бронированным машинам, артиллерийским установкам, самолетам и боевым вертолетам) для каждой из стран-участниц договора. Эти квоты должны были препятствовать созданию наступательного потенциала на границах двух организаций. Договор также вводил жесткие меры контроля над соблюдением соглашения. Тогда впервые в истории европейских стран все участники ДОВСЕ предоставили друг другу географические координаты своих воинских частей, список боевой техники и число военнослужащих, стоящих в них на учете. Эти данные обновлялись каждые полгода-год и служили основой для верификации положений договора. Подобного уровня доверия друг к другу бывших идеологических противников мир еще не знал.
Но еще до ратификации ДОВСЕ перестал существовать Варшавский договор, а затем и СССР. Некоторые страны бывшего Советского Союза и Варшавского договора стали членами НАТО. Равновесие безопасности было нарушено — Североатлантический альянс получил преимущество перед Россией по основным видам вооружений в 5–7 раз. Более того, некоторые страны бывшего Союза, такие, как Литва, Латвия и Эстония, и не только они, вообще отказались подписывать обновленный ДОВСЕ. Получалось так, что на их территории можно было разместить любое количество вооружений, но проверить наличие его российскими инспекторами не представлялось возможным, — они не члены договора. Неоднократные попытки Москвы как-то повлиять на ситуацию наталкивались на высокомерный ответ из Вашингтона и Брюсселя, что они ничего не могут сделать. Более того, ратификацию обновленного (адаптированного к новой ситуации в Европе) ДОВСЕ они увязывали с не имеющим к нему никакого отношения выводу российских войск из Грузии и Молдавии (Приднестровья). Пришлось России выйти из стамбульских договоренностей и адаптированного ДОВСЕ.
Венский документ, подписанный в рамках ОБСЕ в 2011 году, несколько смягчил отношения между Россией и НАТО, в частности по вопросам контроля над вооружениями, но никаких квот по их размещению в тех или иных странах не устанавливал, былого доверия между участниками соглашения не возродил. Тем более после того, как США и его подручные из стран НАТО начали устраивать цветные революции на просторах бывшего СССР и главное — помогли организовать государственный переворот на Украине. Стали опираться в международных отношениях на двойные стандарты.
Признали независимость Косово, которую силой оружия установили явочным порядком, фактически оккупировав эту территорию, и отказали в признании независимости Южной Осетии и Абхазии, которые подверглись агрессии со стороны грузинской армии. Отказываются они сегодня признавать и воссоединение Крыма с Россией, за которое проголосовало 96 процентов населения полуострова. Господин Штайнмайер говорит в своей статье в «Frankfurter Allgemeine Zeitung» о таких ценностях как свобода и демократия, которые опираются на волеизъявление народа, и отказывается признавать волю, проявленную населением крымского полуострова.
Видимо, западным политикам уже давно пора включить в ценности, которыми они руководствуются, и двойную мораль тоже. По принципу: что соответствует интересам наших стран и союзов — то все правильно и морально, что соответствует интересам других стран и союзов — неправильно и аморально. Но в России с такими подходами никогда не согласятся.
На этом фоне непонятно, как выстраивать новый, уже третий ДОВСЕ. Готовы ли страны ОБСЕ (НАТО выводится за скобки, хотя в той и другой организации за исключением единичных стран числятся одни и те же государства) подписать с Россией договор о неприменении силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях? И как это будет соотноситься с решениями, принятыми НАТО, в том числе и на последнем саммите альянса в Варшаве? Готовы ли страны ОБСЕ сократить свои вооружения до минимальных уровней, какими располагает в европейской части континента наша страна? Возьмут ли они на себя смелось потребовать от США и НАТО отвести от границы с Россией американские мотопехотные и танковые части? Будет ли новый договор устанавливать квоты на тяжелые вооружения по странам и регионам, с той целью, чтобы не создавать потенциал для наступательных действий? И еще ряд очень важных вопросов — можно ли сегодня ограничить перечисление видов вооружений, подпадающих под новый ДОВСЕ, только танками, боевыми бронированными машинами, артустановками, боевыми самолетами и вертолетами?
А как быть с системами противоракетной обороны, например, в Румынии и в перспективе в Польше, которые можно перепрограммировать на применение крылатых ракет большой дальности? Как быть с теми же кораблями с системой Aegis на борту и ракетами Tomahawk, которые постоянно крутятся и даже базируются в европейских акваториях? Будем ли мы включать в системы вооружений беспилотники, в том числе и ударные? Крылатые ракеты на кораблях? А системы радиоэлектронной борьбы? А тактическое ядерное оружие, размещенное на чужих территориях? А как быть с так называемыми непризнанными государственными образованиями? И речь тут идет не только об Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Нагорном Карабахе. А Турецкая республика Северного Кипра — она тоже подпадает под действие пока виртуального ДОВСЕ? А Украина и Донбасс? Про Крым мы говорить не будем — он часть России и квоты на размещение там определенных видов вооружений обязательно будут учитываться, как по российской территории.
Подобных вопросов много. Если господин Штайнмайер пытается создать вокруг нового договора о контроле над вооружениями в Европе только пропагандистский шум, предложить соглашение, которое призвано замаскировать агрессивные приготовления НАТО на российских границах, то вряд ли такой договор получит поддержку в Москве. Мы не собираемся играть в поддавки с европейскими политиками, пытающимися продемонстрировать свою приверженность к установлению добрососедских отношений с нашей страной за счет ослабления ее обороноспособности.
Но в предложении министра иностранных дел Германии есть и еще одна тонкость, на которую обращают внимание знакомые автору эксперты. Подготовка нового договора, говорят они, может привести к сокращению присутствия на европейском континенте американских войск и вооружений. Если та или другая страна получит квоты на свое оружие, то вряд ли она захочет, чтобы за ее счет этими квотами распоряжался Пентагон. Правда, есть такие страны, как Литва, Латвия и Эстония, которые практически не имеют своих боеспособных армий, и они с удовольствием уступят заботу о своей обороне Соединенным Штатам или другим членам НАТО, как они это делают сейчас.
А сокращение присутствия в Европе американских войск, если это произойдет, в чем многие сильно сомневаются, может привести к тому, что американское вооружение может заменить оружие, произведенное в Германии, Франции и Швеции. Сегодня США под предлогом защиты от виртуальной «российской агрессии» навязывают своим союзникам в Старом свете свою боевую технику, что, естественно, не нравится европейским оборонным концернам. И, в первую очередь, немецким.
Видят эксперты в и инициативе Франка-Вальтера Штайнмайера и политические амбиции. Авторитет Ангелы Меркель в глазах немецкого общества катится вниз, особенно на фоне проблем с беженцами, которым нынешний канцлер, что называется, открыла все двери. И во время новых выборов, которые намечены на 2017 год, может сложиться такая ситуация, когда кандидатура фрау Меркель окажется непроходной. На ее место, не исключено, сможет претендовать нынешний министр иностранных дел Германии. И предложение о заключении нового договора о контроле над вооружениями, тем более, если оно вдруг получит реальное продолжение, в чем, повторюсь, есть серьезные сомнения, может сыграть на руку кандидату в канцлеры ФРГ. Тем более что он готов снять напряжение, которое возникло в немецком обществе по отношению к России.
«Мы уже не можем просто продолжать хотеть, чтобы Россия перестала быть непредсказуемо сложным партнером, — заявил он, как сообщает корреспондент ТАСС. — Напротив, нам нужно найти путь, чтобы фаза конфронтации и растущего напряжения вновь перешла к стабильному пониманию общей безопасности». По словам министра, стороны должны прийти к пониманию, что «настоящей безопасности достичь можно лишь тогда, когда в безопасности чувствует себя и другая сторона».
Слова, безусловно, правильные. Но, к сожалению, пока не очень хорошо видно, в том числе и по выполнению требований на Украине «Минска-2», что политического влияния господина Штайнмайера достаточно, чтобы достичь заявленных им целей.
А идею о заключении нового ДОВСЕ можно только приветствовать. Как звучит в одном из произведений классика русской и советской литературы: «Безумству храбрых поем мы песню».
Мнение военного обозревателя ТАСС Виктора Литовкина
не всегда совпадает с официальной позицией агентства ТАСС.