21 ноября, четверг

Почему Крым наш

17 февраля 2017 / 14:17
Член Общественной палаты города Москвы

Заместитель председателя Общественной палаты Москвы разъясняет правовые вопросы присоединения Крыма к России.

Многие сегодня обсуждают заявление Дональда Трампа и ответ на вопросы журналистов избранного генерального секретаря ООН Антониу Мануэла де Оливейра Гутерриша по проблеме возможности возвращения  российских Крыма и Севастополя в Украину.

Не будем брать пример с американских СМИ, которые вопреки обычаю не дают своему законно избранному президенту первых ста дней покоя после инаугурации, нападают на него со всей сторон, как койоты на бизона. Давайте проявим уважение тогда мы к главе, хотя и недружественного нам сегодня, но великого государства, дадим пример корректности американским СМИ и до конца весны подождем с критикой, посмотрим, как дела пойдут.

А вот Гутерриша после ответа на заданный ему вопрос о возможности передачи Крыма Украине хотелось бы  спросить уже сегодня, собирается ли он при правовом анализе ситуации с Крымом и Севастополем учитывать положения устава той организации, которую только что возглавил. Правда, Гутерриш пока только сказал с намеком,  что есть основные принципы ООН,  одним из них является территориальная целостность стран-членов ООН, и он надеется, что международное сообщество может подтвердить эти принципы.

Конечно, мы все подтверждаем принцип территориальной целостности стран-членов ООН, которыми по решению конференции в Сан-Франциско 1945 года относится не только Российская Федерация, как правопреемник СССР, но и Украина, как правопреемник УССР.

С 1945 года Украина (УССР) - субъект международного права и все ее соглашения с другими государствами, будь то Россия (СССР) или любая другая страна, согласно статье 102 Устава ООН регистрируются в ООН, иначе государство не вправе на них ссылаться, они не существуют для мира.

Украина стала членом ООН тогда, когда Крым был российским. Волюнтаристическим актом авторитарного режима СССР без учета мнения населения полуострова, Крым был в 1954 года передан Украине вместе с Севастополем, но на международном уровне это никак не было отражено. Следовательно, для ООН и всего международного сообщества акта передачи Крыма Украине 1954 года в правовом поле однозначно не существует. Крым и Севастополь для мирового сообщества  формально на момент ликвидации СССР в 1991 году и признания мировым сообществом Российской Федерации правопреемником СССР однозначно  были российскими.

Однако, при ликвидации СССР в 1991 году при поспешной и пассивной позиции российского руководства Украина присоединила Крым и Севастополь к своей территории,  не зафиксировав это на международно-правовом уровне. Реакция на это высшего законодательного органа власти России - Верховного совета Российской Федерации, выраженной в решениях 1992 года, была  однозначной: Крым и Севастополь являются российскими, но временно находятся в Украине до решения вопроса о возвращении в Россию на территориальном референдуме, Таким образом, Россией был реализован основополагающий принцип ООН о праве народов на самоопределение, в связи с чем демократично было решено не выдвигать Украине территориальные претензии, предоставив решение народу Крыма.

Но из этого решения прямо вытекает, что любые международные акты, где с нашей стороны подтверждается территориальная целостность Украины, относятся  исключительно к территории Украины в границах 1945 года, без Крыма и Севастополя. Иначе и не может быть, так как в противном случае это могло стать основанием для нарушением территориальную целостность самой Российской Федерации со стороны Украины. Это относится ко всем без исключения соглашениям между Российской Федерацией и Украиной,  с 25 декабря 1991 года и до 18 марта 1994 года, положения которых действовали в этой части временно, до референдума в Крыму, как это и было  определено и установлено 21 мая 1992 года Верховным советом РФ.

И вот прошел референдум в Крыму и Севастополе, жители полуострова высказались однозначно, сомнений не может быть ни у кого, помешать же проведению референдума на тот момент полностью нелегитимная власть инсургентов в Киеве не могла и не имела никакого права, в результате произошла реституция, Крым и Севастополь вернулись в состав России. Какие основания  у Киева требовать их возвращения в Украину? Какие основания Гутерриша это требование поддерживать? Положите на стол решение конференции в Сан-Франциско 1945 года, карту мира того же 1945 года, оригинал текста Устава ООН с подписью Украины, откройте его на 102 статье, приложите решение Верховного совета Российской Федерации от 21 мая 1992 года, и закроем эту тему. Требования Устава ООН надо соблюдать и защищать, в первую очередь, именно Генеральному секретарю ООН.

Не может быть никаких сомнений – Крым и Севастополь вернулись в состав Российской Федерации на законных основаниях в соответствии сразу с двумя принципами международного права, территориальная целостность как России, так и Украины в послевоенных общепризнанных границах соблюдена, воля жителей Крыма и Севастополя учтена, и нет никаких оснований для сомнений и споров, что ООН сегодня необходимо признать.


тэги
читайте также