Анализируя итоги выборов в Мосгордуму, можно прийти к парадоксальному на первый взгляд выводу о том, что именно недопуск на них несистемных оппозиционеров привел к невиданному ранее уровню прозрачности и конкурентности.
При этом становится очевидно, что никакой задачи намеренно не допускать радикалов к выборам не стояло. В том, что абсолютное большинство из них оказались не зарегистрированы, исключительно их собственная вина. Несистемщики рассчитывали стать кандидатами на халяву, сдав заведомо недостоверные подписи. Они хотели взять власть на слабо. Не сработало. Хотя тот же Илья Яшин вполне мог побороться за победу в округе, что показывает проигрыш Валерии Касамары малоизвестному Магомету Яндиеву. То есть, как показывает практика, никто Касамару за уши не тянул, и, если бы Яшин ответственно подошел к сбору подписей, история могла бы принять иной оборот.
Московские власти пошли на смелый шаг, не став, как это принято, создавать тепличные условия для «своих» кандидатов. И это логично, ведь только в условиях настоящей политической конкуренции могут состояться политики, способные эффективно отстаивать интересы москвичей. Поражения Метельского, Починок и Касамары наглядно это демонстрируют.
Но открытость и конкурентность не являются синонимом вседозволенности. Несистемные оппозиционеры были настроены на грязную борьбу и на этом погорели. Их допуск к выборам означал бы только видимость демократичности, суть избирательного процесса оказалась бы искажена. И массовый, но абсолютно бессодержательный митинг на проспекте Сахарова это только подтвердил. Но, как выяснилось, несистемной оппозиции не удалось повлиять на итоги волеизъявления граждан. Успех митинга оказался сугубо локальным.
Этому во многом способствовало то обстоятельство, что абсолютно все кандидаты оказались поставлены в равные условия, в том числе за счет отказа от брендирования «Единой Россией». Избранные депутаты вполне могут создать партийную фракцию, но как кандидаты они выступили в единой команде мэра, в которой могут присутствовать отнюдь не только единороссы. Целых семь округов, которые были фактически расчищены для оппозиции, это только подтверждают. Например, не имел сильных конкурентов видный яблочник Сергей Митрохин. Да, он смог зарегистрироваться не сразу, а только по решению суда, но это не значит, что мэрия вставляла палки в колеса его избирательной кампании.
Возможно, у такого сценария найдутся и критики. Но освобождение округов под оппозиционеров является не частью закулисной игры, а свидетельством того, что в мэрии хорошо овладели искусством переговоров и умеют договариваться с различными политическими силами. Московская власть прекрасно осознает, что горожане хотят видеть в Мосгордуме не только представителей одной партии, и сделала все возможное, чтобы получила представительство широкая палитра общества.
Оказалось, что отказ от предопределенности результатов голосования не ведет к потере контроля властью представительных органов. И Москва, как и положено столице, выступает в авангарде этого процесса. Этому способствовало и то, что мэрия не стала складывать яйца в одну корзину, и в ряде округов боролись между собой сразу несколько провластных кандидатов. Таким образом, например, поражение Натальи Починок не стало для московского правительства трагедией. Таких округов оказалось около 15, и когда Алексей Навальный пытается поставить себе в заслугу победу «не того» кандидата, это выглядит откровенно смешно. Особенно когда он пытается сказать, что именно его «умное голосование» избрало Евгения Бунимовича, который также шел в команде мэра по расчищенному округу.
В итоге мы получили вполне боеспособный состав Мосгордумы, в котором за «команду мэра» будут играть не только единороссы, но и представители других партий. В то же время среди депутатов оказались представлены и радикальные оппозиционеры. Такие как Елена Шувалова и Дарья Беседина.
Этот уникальный состав Мосгордумы сразу пресек все разговоры о фальсификациях. Никто даже не заикнулся о том, что они были возможны, потому что работа общественного штаба по наблюдению за выборами была у всех на виду.
В преддверии непростых выборов в Госдуму и на фоне грядущего транзита верховной власти правительство Москвы приняло умное и дальновидное решение превратить Мосгордуму в центр общественной дискуссии. Новая роль этого органа будет заключаться в снятии общественного напряжения через представительство всех точек зрения.
Как результат, выборами и новым составом Мосгордумы оказались довольны абсолютно все! От единороссов до Навального. Уникальный случай в новейшей политической истории. И голоса тех, кто оценивает выборы как поражение власти, не стоит принимать всерьез. В последнее время у нас просто привыкли к заоблачным результатам. Но ведь простое большинство – это такой же, если не более желанный успех! Никому не нужны в Москве результаты, характерные больше для кавказских республик, а не для огромного и сложного мегаполиса. И опыт кампании по выборам муниципальных депутатов в 2017 году показал, что наличие прошедшей во власть оппозиции не приводит к дестабилизации политической системы, а, напротив, повышает уровень доверия к власти.
В общем и целом выборы в Мосгордуму еще раз продемонстрировали тот высокий класс политического менеджмента, которым обладает команда мэра Москвы Сергея Собянина.
Материал подготовлен при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.