Украина украсила свой парадный мундир новым «крестом» за заслуги. Правда, крест этот больше напоминает свастику, а на фуражку впору закреплять знак «мёртвая голова».
Во всяком случае, именно ассоциации с СС и гестапо вызвало у большинства комментаторов обнародование доклада правозащитных организаций о секретных тюрьмах СБУ, в которых сотрудники безопасности подвергают людей чудовищным пыткам и издевательствам. Недавно под давлением правозащитников из одной из таких секретных тюрем Службы безопасности Украины (СБУ) были освобождены 13 человек, как о том говорится в пресс-релизе Amnesty International и Human Rights Watch. Правда, ещё минимум пятеро продолжают незаконно удерживаться, но, по крайней мере, можно констатировать, что воз тронулся с горы. Ведь раньше киевские власти вообще отрицали наличие подобных тюрем и концлагерей — а теперь вышедшие на свободу люди рассказывают о том, что там творится.
Различные издания приводят лишь часть свидетельств, но и с ними ясно, что фашистская гестапо вполне нашла себе новую реинкарнацию на нынешней Украине. Даже совершенно принявшая сторону Киева британская «Times» приводит пример: «Агенты СБУ приковали мужчину к батарее, надевали на него противогаз, с помощью которого душили. После чего его ударили током, запихнули в рот задержанному мокрые тряпки, топили его, одновременно пинали и наносили удары в область паха».
Есть свидетельства, что у беременной женщины ногами буквально выбили ребёнка. «Ребенка выбили ногами. То есть, они это делали намеренно. Делали намеренно. Мне так и сказал следователь Верев — ты не родишь ребенка», — приводит одно из изданий рассказ одесситки Инги Авдеевой. Ещё одно издание приводит рассказ одного из узников, Николая Вакарука: «2014 год был самым страшным, в коридорах пол от крови отмывать не успевали. У меня в голове стоит пластина после операции, они знали об этом, и чтобы не убить сразу, били ногами по спине. В результате отбили почку».
Это — система, засвидетельствовал ранее глава Союза писателей ЛНР Глеб Бобров. Он из первых уст знает, как работает украинский пыточный конвейер, так как с самого начала конфликта принимал активное участие в обмене пленных.
«Уже к концу 2014 года пытки и издевательства стали системной, укоренившейся, стандартной практикой не только СБУ, а всех без исключения силовых структур Украины, — рассказал он. — Где бы человека ни арестовали, по какому бы ведомству его арест ни проходил, его сразу избивают, причём избивают жестоко, невзирая на последствия. Его сразу забивают до состояния, когда не может сопротивляться, теряет ориентацию, словом, впадает в состояние шока».
«Если человек всё же держится, то приступают к целевому членовредительству: ломают руку, например, или пару рёбер, — привёл Бобров рассказы освобождённых военнопленных и арестованных СБУ гражданских. — Рёбра пытаются сломать почти обязательно, причём делают это сознательно, потому что потом будет трещина, даже просто сильный ушиб, которые вызовут невралгию — очень болезненное состояние, при котором человек не может не только сопротивляться, но вообще ничего делать».
Собственно, этот рассказ совпадает с показаниями освобождённых узников. То есть — подтверждается. В показаниях фигурируют полиэтиленовые мешки на голову, пытки противогазами, когда перекрывают воздух, раздевания догола, избиение палками, шлангами, трубами. «Поступают так и вооружённые силы, и батальоны нацгвардии, и карательные подразделения, точно так же делают и структуры СБУ, и МВД, и кто там ещё у них есть, — отметил Глеб Бобров. — Это такой конвейер, просто настоящий пыточный конвейер, с которого сойти нельзя, пока не сломают».
«В эти тюрьмы не допускаются адвокаты, в эти тюрьмы не допускаются родственники, там люди подвергаются самой большой опасности, поскольку они нигде не учтены как заключенные. Их и убить могут в любой момент для того, чтобы скрыть следы преступления», — отметила также руководитель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
Почему Киев решился выпустить людей?
«Киеву придется отвечать, почему это стало возможным, кто допустил такие вещи — постоянные, систематические. Речь не идет о единичных случаях, речь идет о некой системе нарушения прав человека».
Так проблему формулируют политологи. После чего, однако, сразу возникает вопрос — а что же заставило представителей СБУ выпустить арестованных? По сути, это громаднейший удар по репутации майданной хунты, которая и так находится на весьма низком уровне даже в глазах всегда поддерживавшего Киев Запада.
«Этот жест — освобождение узников — отчасти вызван тем, что уже больше года тема незаконно содержащихся под стражей граждан стала предметом рассмотрения международных организаций, — поясняет известный харьковский политолог Михаил Онуфриенко. — Мы давно и регулярно посылали сообщения о таких людях в „Эмнести интернешнл“, „Хьюман райтс вотч“, то же делали омбудсмены, правозащитники, множество людей. В конце концов, соломинка переломила спину верблюду».
Основная проблема для хунты в Киеве, по мнению эксперта, состоит в том, что она исчерпала тот кредит доверия, который ей выделили западные кураторы сразу после майдана. И дело даже не в нарушении прав человека — мы прекрасно знаем, что нет таких нарушений, на которые Запад не закрыл бы глаза, когда это ему выгодно. Хунта не смогла обеспечить своим хозяевам куда более важных преференций, нежели «пушистость» в смысле соблюдения общепризнанных правил обращения с арестованными».
«Хунта не смогла добиться военной победы над ополчением, — перечисляет политолог. — Она одна могла бы многое списать, но именно её и нет. Хунта не смогла дать западным корпорациям доступ к месторождениям сланцевых энергоресурсов. Она не смогла сохранить экономику хоть на каком-то интересном для инвесторов уровне. Она не смогла распорядиться предоставлявшимися Западом кредитами, тупо разворовывая их, что вызвало там острое разочарование и нежелание далее спонсировать режим-неудачник».
Наконец, в-главных, считает Онуфриенко, Украина не смога выстроить систему причинения значимых неприятностей в адрес России. Не достигнута основная цель: «Анти-Россия» создана, но она столь хила и даже карикатурна, что Москва предпочитает просто не замечать её.
Это может быть не всей правдой о преступлениях
Как свидетельствуют выпущенные из застенков СБУ заключённые, «в день, когда нас, наконец, освободили, нам объяснили, что мы должны подписать, что претензий ни к кому не имеем, и сказать на камеру, что мы любим Украину, после этого выдали по 20 гривен и отпустили».
Будет ли это достаточно для «списания» бессудных расправ, пыток, издевательств? Вряд ли, если судить по свидетельству исследователя по правам человека «Amnesty International» в Молдове, Украине и Беларуси Красимира Янкова одному из изданий: «К нам поступала информация про незаконное удержание в зданиях СБУ Мариуполя, Краматорска, Изюма и Покровска. Первое, что с ними делали, надевали пакеты на головы и избивали. Уже месяц назад мы встретились с главным военным прокурором Украины и передали ему список из 16 человек, которые, очевидно, все еще под стражей в Харькове. Он пообещал лично проконтролировать расследование».
Дело уже вышло на уровень ООН. Во всяком случае, когда уже упомянутая «Times» приводит слова о том, что Служба безопасности Украины проводит массовые задержания сторонников повстанческого движения в стране и систематически применяет к ним пытки, слова эти газета даёт со ссылкой на помощника генерального секретаря ООН по правам человека Ивана Шимоновича. А Шимонович прямым текстом рассказал о том, что доклад мониторинговой миссии по наблюдению за правами человека на Украине описывает «сотни случаев» нелегальных арестов и жестокого обращения с задержанными со стороны представителей правительственных организаций. Правда, Шимонович упоминает незаконные действия и со стороны повстанцев — но это совершенная дань западному фетишу политкорректности.
В общем же, обратил внимание Михаил Онуфриенко, весь нынешний скандал очень символично отражает усталость Запада от нынешнего режима на Украине. «Это — чёрная метка», — отметил эксперт, дополнивший также свои слова соображением, что Запад заодно и продемонстрировал куда более детальное знание о тёмных закоулках киевской хунты, нежели показывал раньше.
А значит, добавил Онуфриенко, там уже сегодня прекрасно известно, кто на деле сбил малайзийский «Боинг» в июле 2014 года. А значит, как только на Западе будет принято окончательное решение «валить Петю», то эта правда также может неожиданно всплыть, чтобы обрушить режим Порошенко…