23 ноября, суббота

Олимпиады: Слив не будет засчитан

24 января 2017 / 21:41
член Общественной палаты РФ, член Центрального штаба ОНФ, председатель Российского общества "Знание"

На днях ко мне обратились студенты одного из столичных вузов с просьбой посоветовать, что им делать в непростой ситуации.

Преподаватель одной из кафедр то ли по доброте душевной, то ли из каких-то иных побуждений тайно поделился со студентами заданиями одного из самых сложных тестов, предлагаемых во время сессии. По результатам теста выставляется оценка в диплом, а сам тест — "отсекающий", решающим образом влияет на карьерные перспективы учащегося, закрывая дорогу в магистратуру и аспирантуру. Да и отчислиться из вуза можно запросто…

Недовольство студентов вызвал тот факт, что заданиями поделились не со всеми: в итоге часть студентов, получивших задания заранее, сдали тест на отлично, а часть — провалила.

Разумеется, ко мне пришли обиженные студенты. Что им делать? Раздувать ли публичный скандал, рискуя своей и вузовской репутацией? Или тихо проглотить обиду, оставшись внутри "коррупционного консенсуса"?

У меня лично возникли другие вопросы. Как эти студенты — те, кто честно и те, кто нечестно сдали тест, смогут теперь нормально учиться вместе? Как они смогут общаться, "вариться" в собственной будущей профессиональной среде? Подобную несправедливость трудно забыть, а обиды, нанесенные в юности, в "тонкий" момент выхода на трудовую траекторию, могут "поставить печать" на всей дальнейшей карьере.

Именно это чувство неловкости я испытала, когда сначала в соцсети, а затем и в СМИ просочилась информация о сливах заданий региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников. Сначала по литературе, затем по праву. Теперь, как выяснилось, еще и по физике.

Масштаб проблемы, которая поначалу могла показаться локальной, ужасает. Существует риск утечки заданий по другим предметам. Нет никаких гарантий, что не будут слиты в сеть абсолютно все задания по всем предметам.

Чем руководствовался сотрудник, взломавший систему или просто сливший в сеть оказавшиеся в доступе задания ЕГЭ за 2013 год, когда это достигло беспрецедентных масштабов? Ответить однозначно трудно. Но внутренний конспиролог предлагает версию — тривиальный саботаж. Человек, который пошел на это, мог оправдывать себя "борьбой с ненавистной системой". Не секрет, что институт ЕГЭ не слишком популярен как в среде родителей и абитуриентов, так и педагогической. Дискредитировать ЕГЭ — цель, которую кто-то мог счесть вполне "благородной".

Но какой высшей целью можно оправдать сливы заданий Всероссийской олимпиады, я себе представить не могу. Вплоть до 2017 года всероссийские олимпиады считались в достаточной степени защищенным продуктом. В свое время система сохранила олимпиады как альтернативный (если угодно, дополнительный) инструмент транзита "школа-вуз", хотя атака со стороны радикалов-реформаторов сторонников ЕГЭ была нешуточной.

Причина, по которой всероссийские и вузовские олимпиады нам вместе с вузовским и педагогическим сообществом удалось сохранить, — высокий меритократический потенциал данного инструмента. Отработанная и четкая, защищенная от коррупции надежная система, основанная на широком всероссийском олимпиадном движении. Сохранение олимпиад и их сосуществование с ЕГЭ обеспечивались единой идеологией обоих инструментов — гарантированной справедливостью при решении вопроса о поступлении абитуриента в вуз.

Теперь по репутации олимпиад нанесен самый серьезный удар за всю новейшую историю их существования. Система проведения олимпиад при всей своей жесткости не защищена от коррупции. Олимпиады не обеспечивают общество тем, чем обещали — честной системой поступления в вуз наиболее достойных.

Честь и хвала участникам олимпиадного движения! Им самим удалось оперативно выявить факт массовой утечки заданий олимпиад и предъявить его обществу. Это значит, что олимпиадное движение живо, что оно отнюдь не больно. Искать "гниль" необходимо "с головы", инициировав соответствующее расследование (возможно, с подключением правоохранительных органов).

…Того же самого я не могу сказать о студентах, которые обратились ко мне за советом. Их микросообщество расколото и больно. Никто из тех, кто получил тестовые задания заранее, не удосужился поставить вопрос о честности процедуры экзамена еще до того, как он был проведен. Теперь, если студенты все-таки последуют моему совету, а руководство вуза примет правильное решение, результаты теста будут аннулированы, а сотрудник, допустивший утечку заданий, получит соответствующее проступку наказание.

Что же касается регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, то правильным выходом в сложившейся ситуации было бы аннулирование результатов по тем предметам, слив заданий по которым был надежно задокументирован. Это означает, что при поступлении в вуз результаты олимпиад по этим предметам не будут учитываться. Возможно, мое предложение покажется кому-то чересчур жестким. Но я напоминаю: на кону репутация одного из самых авторитетных и честных институтов отечественного образования. Мы любим олимпиады не только и не столько за то, что благодаря им наши дети поступают в вуз, обходя ЕГЭ. Общество благодарно олимпиадам, так как они позволяют находить талантливых и увлеченных молодых людей. Они дают им путевку в большую жизнь. И давайте сохраним олимпиады такими, какими мы их знаем еще с советских времен — честными и справедливыми.

Источник


тэги
читайте также