20 апреля, суббота

Оффшорная амнистия: pro et contra

14 октября 2014 / 18:02
экономический аналитик

В последние, такие неспокойные экономические дни все чаще слышны разговоры об оффшорной амнистии. Так что же она может нам дать?.

В последние, такие неспокойные экономические дни все чаще слышны разговоры об оффшорной амнистии. Так что же она может нам дать?

В связи с прекращением для российских банков реальной возможности фондироваться в западных банках, всё больше обостряется проблема ликвидности. Дальнейшее сохранение низкой ликвидности основных российских банков, особенно дефицит валюты, означает, что в таком случае банковская система России начинает балансировать на грани очередного банковского кризиса, который неминуемо скажется на всей экономике страны. Собственно, именно этого и добивается Запад своими секторальными санкциями против российских банков.

Сообщается, что общий отток средств из страны в 2014 году составит 90 млрд долларов, а через оффшорные схемы Россия за 20 лет потеряла 800 млрд долларов США.

Эта ситуация вынуждает финансово-экономический блок правительства выступить с инициативой оффшорной амнистии. Данная идея не является новой, и потому вряд ли привлечёт внимание тех российских граждан, которые сумели вывести средства из России и прячут их в других странах. Каждый пытливый аналитик знает, что практически ежегодно идут разговоры, дискуссии и звучат предложения о такой амнистии. Более того, в 2007 году тогдашний министр финансов Алексей Кудрин объявил подобную амнистию, которая, как сообщается, в целом завершилась неудачей. Результаты амнистии 2007 года оказались более чем скромными: в бюджет было перечислено налогов на 3,7 млрд руб.

Поэтому есть сомнения, что можно надеяться на какие-то приятные неожиданности для экономики России в виде мощного потока денег, который хлынет в российские банки с 1 января 2015 года.

Не случайно, что с идеей оффшорной амнистии поручили выступить никому не известному депутату, который, как можно сделать вывод из изучения проекта федерального закона № 613077-6 «О неотложных мерах в связи с налоговой амнистией и стимулированием возврата в Российскую Федерацию денежных средств из оффшорных территорий и иных государств ближнего и дальнего зарубежья», сам недостаточно хорошо знаком с этой темой.

Так, опуская грамматические ошибки в тексте проекта закона (в пункте 2 статьи 7 написано: (что государство гарантирует) «не нарушение положения о не уплате всех налогов», а также «не нарушение запрета», хотя здесь в каждом случае «не» пишется слитно), можно отметить, что в пункте 3 статьи 2 автор упомянул некий «лицензионный счёт в уполномоченном банке». Что такое «лицензионный счёт»? Такое понятие банкирам неведомо, а автор так и не объяснил, что он имел в виду. Это явная опечатка, которая, впрочем, уже ушла через масс-медиа на рассмотрение широкой общественностью и специалистами.

Можно сделать вывод о том, что проект закона достаточно сырой и в таком виде не должен приниматься. Эффективность закона вызывает сомнение также по той причине, что, в соответствии с проектом ФЗ, государство согласно легализовать возвращаемые финансовые средства без каких-либо встречных обязательств со стороны «субъектов легализации», а проще говоря, людей, всё-таки совершивших экономические преступления. Пунктом 2 статьи 6 проекта закона субъектам легализации даётся право, но не обязанность инвестировать такие оффшорные деньги в экономику России, тем более, на достаточно длительный срок. Например, приобретая долгосрочные ценные бумаги и обязательства российского бюджета или российских же банков и т.п.

Этот либерализм приведёт к тому, что предусмотренные проектом закона «счета легализации» будут иметь транзитный характер, то есть будут служить для временного нахождения там оффшорных денег. И недавние экономические преступники, по которым, говоря бытовым языком, тюрьма плачет, получив в налоговых органах России акт о легализации доходов (пункт 1 статьи 5), уже на следующий день может вывести эти средства куда угодно, хоть обратно на Запад (пункт 1 статьи 6). Правда, в пункте 2 статьи 5 сказано, что «акт о легализации доходов не является официальным документом о праве собственности (владения, пользования) на соответствующие объекты легализации». По замыслу авторов проекта, акт о легализации доходов должен играть роль средневековой индульгенции в защите от правоохранительных органов. Но тот, кто знает сегодняшнюю ситуацию, вряд ли будет полагаться на силу этого документа. А вот на Западе данный акт может снять часть вопросов со стороны органов надзора за финансовыми рынками (например, американской SEC).

С июня 2014 года в США вступил в силу закон по борьбе с уклонением от уплаты налогов, известный как FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act).

По всему миру уже 77 тысяч банков и финансовых организаций в 70 странах (включая Россию) зарегистрировались в рамках своего участия в процедурах FATCA.

Это предполагает обмен между ними информацией о номерах счетов своих клиентов (на сумму не менее 50 тысяч долларов США), оборотах и остатках по ним, именах и адресах и т.д. FATCA предусматривает наказание в отношении граждан США за уклонение от налогов 5 лет тюрьмы и штраф 250 тыс. долларов США, за предоставление ими ложной информации – 3 года тюрьмы и такой же штраф. Счета же имеются в виду всех возможных видов – банковские (включая карты), брокерские, в трастах и взаимных фондах и т.д. Таким образом, вся информация о счетах, включая также и счета российских граждан, в любой момент может попасть в любую страну, что не может их не тревожить. Многие из них, возможно, полагают, что было бы разумно переждать неспокойное время в России.

Давайте всё же, независимо от данной инициативы, рассмотрим перспективы оффшорной амнистии в России.

Сразу отмечу, что вряд ли стоит в России придумывать что-то новое в этом отношении, когда имеется многолетний западный опыт борьбы с уходом от налогов (tax evasion). Правда, до окончательной победы над налоговыми уклонистами даже Западу пока ещё далеко. Но Россия может извлечь из этого ряд полезных для себя уроков.

За пределами США проживает 7 млн американцев, которые имеют свои счета и счета своих компаний в зарубежных банках. Налоговая служба США (IRS) беспрестанно борется за то, чтобы они исправно платили налоги. Для этого предусматриваются различные методы: как наказания в виде тюремного заключения и штрафов, так и периодической амнистии для нарушителей в рамках программы раскрытия информации для дальнейшей легализации Offshore Disclosure Facility и её дополнения New Disclosure Opportunity. Более 45 тысяч налогоплательщиков урегулировали свои проблемы в рамках этих программ, уплатив около 6,5 млрд долларов США в виде налогов, процентов и штрафов, сообщается на сайте «Форбс».

Такую же политику применяет, например, и налоговая служба Великобритании.

Ясно, что проблема оффшорных счетов вовсе не является неразрешимой! Надо правильно ставить задачу: не амнистия выведенных денег сама по себе, а борьба с нелегальным их выводом в оффшоры. А в рамках борьбы можно применять и амнистию.

Поэтому можно предложить следующее.

Инициатива оффшорной амнистии должна идти только от авторитетного и полномочного лица, скорее всего, от президента РФ Владимира Путина, а не от второстепенных политиков и чиновников.

Необходимо разработать и утвердить в России постоянно действующие программы борьбы с уходом от налогов, содержащие механизмы как наказания, так и амнистии нарушителей соответствующих законов. Правительству и Банку России надо привлекать специалистов для организации этой работы, поскольку своих таких специалистов у них явно нет.

Российским банкам и финансовым компаниям необходимо принять участие в процедурах FATCA с целью выявления налоговых уклонистов (владельцев счетов, где размещены незаконно выведенные из России денежные средства).

Также можно выразить пожелания об улучшении инвестиционного климата в России и усилении борьбы с коррупцией, что будет снижать отток капиталов из России и увеличивать их приток в нашу страну.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также