Зачем нужен портрет? Сначала вы хотите рассказать что-то о сути того, кем является данный человек. Вы хотите узнать, кто эти люди, но совсем не обязательно, кем они себя представляют.
Это довольно часто не одно и то же. И затем вы ищете способ показать это посредством изображения их лица, их позы или какого-то иного контекста. Мой инстинкт всегда состоит в том, чтобы попытаться свести все к самым существенным элементам. Чтение лица. Очевидно, это очень, очень глубоко заложено в нашей ДНК, в нашем инстинкте выживания. Мы запрограммированы на очень тонкое чтение лиц.
Живопись — вещь двумерная. По сути, вы берете реальные трехмерные вещи и превращаете их в фальшивые двумерные. Когда вы попадаете в трехмерное пространство, некоторых из этих различий больше нет. Я помню, как несколько лет назад я показал Дэвиду Хокни[1] один VR-проект, над которым тогда работал, и он ему вполне зашел. Существенная часть искусства связана с перспективой. Конечно, если это нужно. Как только вы видите что-то в 3D, будь то реальная скульптура или виртуальный объект, то этого больше нет, потому что вы находитесь в пространстве со всем, что показано, то есть вы находитесь в совсем другом месте.
Взять портрет Джони Айва — человека, который разработал iPhone и сам очень интересовался фотографией. Мы обсуждали с ним его портрет. Он довольно скромный и на самом деле не хочет быть в центре внимания, поэтому он такой: «Я не уверен, что мне нужен большой портрет меня». Затем он упомянул, что в детстве был настолько очарован автопортретами, что, когда учился на факультете промдизайна, подготовил диплом на тему автопортретов художников. Перенесемся на несколько лет вперед: мы все делаем фотографии каждый день и очень быстро учимся тому, как составлять изображения и читать изображения, а также почему они были обрезаны определенным образом. Все эти вещи, которые в прошлом, вероятно, были прерогативой художников и искусствоведов, внезапно стали тем, о чем думают дети, потому что именно так они общаются друг с другом. Мне кажется этот сдвиг интересным.
Я оптимистично настроен в отношении образования. Вероятно, будет больше трафика между технологиями и искусством. Миру технологий нужно больше людей с творческим мышлением и меньше людей с буквалистским мышлением, которые имеют некоторое представление о том, как все работает.
[1] Современный британский художник, соавтор гипотезы Хокни-Фалько о влиянии оптических приборов на становление реалистической техники изображения в классическом европейском искусстве.