21 ноября, четверг

О пользе и вреде стоицизма для масс

04 апреля 2024 / 15:24
журналист

Сегодня стоицизм более популярен, чем когда-либо. Жаль, что сейчас он полостью утратил смысл. Как гуру-волна превратила скромные мысли отдельных философов в мотивационный материал для всех.

В середине 90-х, вскоре после того, как я окончил колледж, друг настоял, чтобы я прочитал «Руководство» римского философа-стоика Эпиктета[1]. Для такого неуклюжего интроверта, как я, идея книги была неотразима: Эпиктет написал руководство для взрослых — буквально руководство по тому, как быть человеком! — тезисами, преисполненными моральной уверенностью. «Из существующих вещей одни находятся в нашей власти, другие нет», — утверждает он в первой строке. «Желайте, чтобы вещи были такими, какие они есть, и ваша жизнь будет спокойной». Эпиктет не сделал мир более разумным и упорядоченным, но предположил, что наше отношение к нему может быть таким.

В то время, чтобы найти «Руководство», мне пришлось перелопатить ящики старых книг в букинистах, где я и обнаружил старинную книгу в мягкой обложке 1960-х годов издания, в которую вошли еще несколько величайших хитов стоицизма за авторством Сенеки и Марка Аврелия.

Теперь мы завалены стоическими книгами; возможно, это ведущая нерелигиозная доктрина Америки. Райан Холидей, бывший маркетолог и журналист, своими руками создал целую индустрию вокруг стоицизма, включающую подкасты, информационные бюллетени, сториз в Instagram[2], видео на YouTube и целую полку книг, которые разошлись тиражом около 6 млн экз. Его новая книга «Поступать правильно прямо сейчас», выйдет в июне. (Он также торгует мерчем типа монет с надписью memento mori, напоминание о стоической идее, согласно которой смерть приходит за всеми нами.) Голландский конькобежец-олимпийский чемпион Марк Тюйтерт вышел к публике со своим собственным руководством «Стоическое мышление: жизнь в соответствии с десятью принципами стоицизма». Медиакомпания «Школа жизни», которая популяризирует философию на YouTube и других сайтах, прошлой осенью выпустила колоду карт «Стоицизм» в строгой черно-белой коробке, которая обещает, что ее содержимое поможет вам «обрести силу и спокойствие в непростом мире».

Но, пожалуй, самым ярким свидетельством того, что стоицизм стал полноценным мейнстримом, является то, что у самого эпиктетова «Руководства» появилось свое руководство: январь ознаменовался явлением «Стоицизма для чайников» Тома Морриса и Грегори Бэшема. Эти двое умело расписывают историю стоицизма, начиная с философии Зенона ок. 300 г. до н. э. после того, как он хладнокровно пережил кораблекрушение и потерял все имущество (очень по-стоически) и вплоть до волны его нынешней популярности, состоявшейся благодаря таким авторам как Холидей, Массимо Пильюччи и Дональд Дж. Робертсон, который написал целую стопку книг на эту тему, последняя из которых называется «Марк Аврелий: император-стоик».

Нетрудно понять, чего от нас хотят. Как философия стоицизм отдает предпочтение реальным действиям, а не витгенштейновскому витанию в облаках. Он предоставляет свои советы порциями, готовыми для мемов; У Instagram-канала Холидея @dailystoic более 3 миллионов подписчиков. Поскольку данная философская школа является продуктом мертвых цивилизаций, вы можете быть ее приверженцем, не подвергаясь обвинениям в том, что вы являетесь самозванцем, неофитом или занимаетесь культурной апроприацией. Недавно я снова сел за стоиков в надежде вернуть хоть немного той уверенности, за которой гонялся в свои 20 лет. Мне за 50, я работаю в проблемной отрасли, воспитываю подростка и вообще живу в Америке в 2024 году; для меня эмоциональное равновесие превыше всего. Но самое удручающее в современном стоицизме то, насколько он стал скользким, беззубым практически до бессмысленности.

Отчасти проблема заключается в том, что современный стоицизм страстно желает избежать самых суровых требований своих основателей. Аврелий и К настаивали на том, чтобы мы сохраняли хладнокровие перед лицом смерти, будь то наша собственная или ребенка. Они были склонны рассматривать вопросы любви и привязанности как ненужное отвлечение от дела. (Сенека: «Дружба приносит только пользу, а любовь иногда и вред».) Робертсон пытается продать достоинства стоической философии, склеив ее с современной когнитивно-поведенческой терапией, в то время как авторы «Чайников» хотят переосмыслить идею любовных страданий, переутверждая ее практическое значение для дружбы. Подобное похоже на насмешки над сентиментальностью — мол, мы должны держать даже близких на расстоянии. Эпиктет писал, что когда мы целуем своего ребенка или супругу мы не должны отличать их от вещи, которая может разбиться, типа кувшина, потому что «тогда ты не будешь расстраиваться, когда он умрет».

Однако мои попытки сохранять эмоциональное равновесие заканчиваются в тот момент, когда от меня требуют сравнивать свою жену с глиняной посудой. Но не бойтесь: авторы «Чайников» отмечают, что я могу быть гибким. «В конце концов вам придется решить, идти ли до конца со стоиками или просто перенять некоторые их представлений из всего пакета предложений, которые они предлагают». Отлично, у всех религий есть реформистские версии и их сторонники, выступающие против ортодоксии. Но стоицизм хипстерских кофеен таким образом растворился в языке мотивационных речей. Большинство книг Холидея публикуются издательством Portfolio, деловым издательством Penguin Random House, и его рассказы о стоических добродетелях по большей части не затрагивают стоицизм как таковой. В них представлены вдохновляющие истории о Флоренс Найтингейл, Фрэнке Серпико, преподобном Мартине Лютере Кинге-младшем или Гарри С. Трумэне. Тьюторский дневник больше посвящен настрою на высокие достижения – стремитесь к золоту! — и не окажется лишним на семинаре Тони Роббинса.

Более того, современный стоицизм склоняется к пропаганде гипермаскулинной манеры поведения, которая временами перерастает в мачизм. Чтобы продемонстрировать значение стоической концепции arete, или морального совершенства, в книгу для чайников включено изображение мужчины, который вытатуировал это слово на мышцатом предплечье с вздутыми венами. В книге «Зов мужества» (2021) Холидей показывает деятельность техномиллиардера Питера Тиля по поддержке исков селебрити против интернет-блога Gawker, публиковавшего о них конфиденциальную информацию, в качестве примера усилия по преодолению страха, как к Найтингейл и — еще! — у Наполеона. «Вполне разумно быть озабоченным секретными исками, которые он подал», — пишет Холидей, но «усилия ради самого себя имеют не так уж много смысла — важны лишь цели, ради которых мы утверждаем себя и свою власть».

Таким образом, современный стоицизм каким-то странным образом находит себя в «великих мыслях великих людей», «афоризмах богатых и знаменитых», токсичной маскулинности и целях, оправдывающих средства. Это немало, но это не последовательная моральная философия.

У древних стоиков в свое время были критики: Робертсон цитирует одного автора, который говорил, что приверженцам стоицизма суждено «состариться в оцепенении унылой и как бы бесчувственной жизни». Но меня все еще интересуют идеи, которые предлагают Эпиктет и К; стоицизм все еще может многое сказать о сохранении самообладания и купировании стрессобразующих факторов. Но стоическая философия в ее нынешней версии не предлагает ничего, кроме бессмысленных утверждений с налетом мудрости древних. Философия наклеек на бампер имеет свои пределы, и стоики предупреждали об этом: Квинт Секстий писал: «Никогда не старайтесь угодить толпе».

Источник: газета «Уошингтон пост»

 

[1] Эпиктет. Энхиридион (Краткое руководство к нравственной жизни). — СПб.: «Владимир Даль», 2012.

[2] Принадлежит компании Meta, которая считается экстремистской организацией в РФ.


тэги
читайте также