Великая ирония сионизма заключается в том, что он всегда оправдывал себя, повторяя традиционные антисемитские клише о еврейской безродности. Однако теперь, когда этот проект стал ассоциироваться с незаконными поселениями и желанием аннексии палестинских земель, он стал ведущим источником антисемитизма во всем мире.
«Мы должны разделить евреев на две категории: сионистов и сторонников ассимиляции», – писал Рейнхард Гейдрих, один из архитекторов холокоста, в 1935 году: «Сионисты исповедуют строго расовую концепцию и, эмигрировав в Палестину, они помогают строить свое собственное еврейское государство… Официально желаем им всего хорошего!»
С точки зрения Гейдриха, создание государства Израиль представляло собой триумф сионизма над ассимиляционизмом. Но подобное также делало проблемным традиционное антисемитское представление о евреях как лишенного корней народа. Такова была точка зрения Мартина Хайдеггера в 1939 году, когда он в «Черных тетрадях» призывал к исследованию «предрасположенности еврейства к планетарной преступности»: «Обладая ярко выраженным даром к расчету, евреи «живут» в соответствии с расовым принципом, и действительно исполняли подобное самый длительный срок, и по этой причине они сами наиболее энергично сопротивляются его неограниченному применению. Организация расового размножения проистекает не из самой «жизни», а из чрезмерного усиления жизни посредством махинаций (Machenschaft). При таком планировании это приводит к полному обесцениванию народов путем их использования в единообразно построенном и упорядоченном устройстве всех образований. Вместе с выхолащиванием идет самоотчуждение народов – утрата истории – т. е. сферы бытийных (Seyn) решений».
В основе этих представлений лежит философская оппозиция между полнотой жизни в конкретном мире и отрицанием подобных духовно-исторических корней, когда вся «внешняя реальность» рассматривается как просто нечто, чем можно манипулировать и что можно эксплуатировать. Но что происходит, когда якобы безродная космополитическая раса начинает пускать корни? Что касается сионизма, французский философ Ален Финкелькраут написал в 2015 году: «Евреи, они сегодня выбрали путь укоренения».
В этом утверждении легко усмотреть отголосок убеждения Хайдеггера в том, что все существенное и великое требует родины в «крови и почве». Ирония в том, что антисемитские клише об отсутствии корней используются для легитимации сионизма. В то время как антисемитизм упрекает евреев в отсутствии корней, сионизм пытается исправить эту предположительно провал. Неудивительно, что так много консервативных антисемитов по сей день яростно поддерживают экспансию Израиля. Проблема, конечно, в том, что при правительстве премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху укоренение теперь означает заселение и аннексию Западного берега – на территории, которая на протяжении веков была заселена другими народами.
С похожей проблемой мы сталкиваемся при различных интерпретациях традиционной еврейской поговорки «В следующем году в Иерусалиме», произносимой в конце седера (ритуальной трапезы, отмечающей начало праздника Песах). Как объясняет Дара Линд из Vox: «Многие евреи, которые твердо верят в значение еврейского государства, рассматривают фразу «В следующем году в Иерусалиме» как выражение необходимости защитить Иерусалим и Израиль в том виде, в котором они существуют сегодня. Другие считают, что «Иерусалим», упоминаемый не седер, скорее идеал того, какими могли бы быть Иерусалим и Израиль. Для них «В следующем году в Иерусалиме» — это молитва о том, чтобы Израиль приблизился к этому идеалу. Или «Иерусалим» может быть просто символом утопии в более широком смысле, а «В следующем году в Иерусалиме» может быть надеждой принести мир на Землю в наступающем году».
Эти версии воспроизводят двойственность трансцендентного и эмпирического. «Иерусалим» — это либо абстрактное духовное место свободы, либо реальный город с реальными людьми, зданиями и религиозными памятниками. Неудивительно, что некоторые мусульманские фундаменталисты весьма симпатизируют «трансценденталистам», считающим возвеличивание реального города кощунством. В середине 2000-х годов, когда тогдашний президент Ирана Махмуд Ахмадинежад организовал конференцию, посвященную уничтожению государства Израиль, он принял у себя нескольких дружелюбно настроенных раввинов-«трансценденталистов». Это была инверсия взглядов Гейдриха: евреи среди нас — это нормально; но именно еврейское государство неприемлемо.
Но существует и третья, чрезвычайно опасная версия интерпретации «В следующем году в Иерусалиме», которая представляет собой синтез этих двух. Те, кто за нее выступают, говорят: «Теперь, когда у нас есть Иерусалим, мы можем использовать следующий год для сноса палестинских зданий и восстановления библейского Храма на месте, где сейчас стоит мечеть Аль-Акса». Таким образом, борьба за Иерусалим становится священным делом. Даже если преступление будет совершено, преступники не будут нести никакой ответственности (с их точки зрения), поскольку они основывают новый законный порядок. Это напоминает старый анекдот, в котором жители деревни хвастаются отсутствием каннибалов: «Мы вчера съели последнего».
Но давайте проясним, что происходит на самом деле. Используя жертвенность евреев для оправдания своей экспансионистской программы, израильтяне, выступающие за аннексию, цинично эксплуатируют память о холокосте. Таким образом, те, кто предлагает безоговорочную поддержку Израилю, также поддерживают нынешнее израильское правительство в борьбе с либеральной оппозицией, которая выступает против поселений и экспансии. Однако именно этот экспансионизм сегодня является ведущим источником антисемитизма в мире.
Среди стран, оказавших полную поддержку Израилю, — Германия, где многие правые трещат об «импортированном антисемитизме» (importierter Antisemitismus). Подразумевается, что любая новая волна антисемитизма в Германии — это не немецкий феномен, а скорее результат мусульманской иммиграции. Но почему тогда так много молодых левых на Западе отказались выразить солидарность с Израилем после акции ХАМАС от 7 октября? Почему молодые американцы распространяют «Письмо Америке» Усамы бен Ладена в TikTok?
Слишком легко сказать, что они просто симпатизируют ХАМАС. Скорее, многих из тех, кто выступил в поддержку Палестины, объединяет широкомасштабный протест против внешней политики и военной мощи Соединенных Штатов и их западных союзников, которые непосредственно выражают интересы крупного капитала и заинтересованы в эксплуатации остального мира. Иногда существует очень тонкая грань, отделяющая настоящую борьбу с капитализмом от «антикапиталистического» популизма, присутствующего в письме Бен Ладена.
Многие либералы выразили свою поддержку Израилю, одновременно выражая обеспокоенность по поводу количества гражданских лиц – особенно детей – убитых в секторе Газы. Растет сочувствие палестинцам как жертвам, а также признание их права сопротивляться экспансионистским посягательствам. Но как они могут сопротивляться, не становясь при этом антисемитами? Этот вопрос до сих пор вызывал лишь молчание и смущение.