21 ноября, четверг

На правильной стороне конца истории

20 октября 2014 / 18:49
эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций, кандидат искусствоведения

Концепция «конца истории» выходит за рамки науки и философии и приобретает предметный политический смысл.

Идея «конца истории» сегодня поднимается на самом высоком уровне: о «правильной стороне истории» говорит президент США Барак Обама, применительно к политике Запада на Украине «конец истории» был упомянут главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Актуальное обсуждение проблемы состоялось на заседании Зиновьевского клуба «Зиновьев и Фукуяма: прогнозы истории. Сбывшиеся и несбывшиеся», в ходе которого были рассмотрены противоположные точки зрения двух мыслителей современности — Александра Зиновьева и Фрэнсиса Фукуямы.

Концепция «конца истории» выходит за рамки науки и философии и приобретает предметный политический смысл, который «скрыт» у Фукуямы, но назван и описан Зиновьевым. Для трезвого понимания происходящих процессов идея «конца истории» вновь требует самого внимательного изучения.

Конец истории как элитная идеология

Концепция Фрэнсиса Фукуямы о «конце истории» общеизвестна и воспринимается сегодня с иронией в качестве несостоявшегося прогноза. «Конец истории» в фактическом и политическом смысле не состоялся. Но в 1992 году, когда была издана книга Фукуямы, провозглашение «конца истории» объективно имело под собой все основания и отражало существовавшую на тот момент реальность.

Итогом холодной войны стало не только изменение всей геополитической картины мира, но и демонтаж альтернативной Западу социальной системы вследствие произошедшей в СССР социальной контрреволюции. Именно эта катастрофа, а не смещение границ и зон военного, экономического и политического влияния стало главным достижением Запада, что, в конечном счете, позволяет говорить о насильственном пресечении одной из ветвей социальной эволюции человечества.

Необходимость дискуссии о «конце истории» заключается не в его опровержении, а понимании: что означает «конец истории» и каков подлинный смысл этой концепции? Тем более что сегодня Россия снова получила шанс говорить на эту тему с позиций исторического субъекта, правда для этого мы должны были противопоставить себя однополярному миру.

Фукуяма выступает прежде всего как идеолог, «конец истории» представляет собой элитную идеологию западного сверхобщества.

Возможно, это первый случай в современной истории, когда эта идеология была предъявлена так открыто и явно.

Идея «конца истории» не является ни научной, ни философской, несмотря на то, что сам Фукуяма, обосновывает ее философией Гегеля (и толкованиями Александра Кожева). Если бы мы рассматривали «конец истории» сточки зрения философии, то ответ был бы дан уже на основе русской религиозной философии. Вспомним, например, как в работе «Трагедия философии» о. Сергий (Булгаков), размышляя о судьбе философских систем, замечает: «Каждая такая система хочет быть концом мира и завершением истории, которая, однако, все продолжается».

Возможно, западная элита в лице Фукуямы «проговорилась», ведь западная идеология размыта и не сконцентрирована в какой-то одной книге или центре, фактически скрыта. Именно поэтому «конец истории» нельзя забывать, даже если концепция подвергнется пересмотру со стороны ее автора. «Конец истории» нельзя считать несбывающимся, а значит безопасным прогнозом.

«Конец истории» — одно из самых точных концептуальных описаний произошедших и происходивших до последнего времени процессов, а сама идея очень точно отражает реальное понимание истории западным сверхобществом. Это то, что Александр Зиновьев называл «сверхидеологией» Запада.

Конец истории как планируемая история

«Конец истории» представляет собой желаемый образ проекта истории и, что еще важнее, теоретическое обеспечение процесса установления западным сверхобществом контроля над социальной эволюцией человечества.

Концепция Фукуямы — негативная иллюстрация тезисов Александра Зиновьева о планируемой истории. Суть ее заключается в том, что западное сверхобщество (т.е. объединение более высокого уровня, чем традиционные национальные государства, — как его определяет Зиновьев), получившее сверхвласть, достигло такого уровня развития и самосознания, что в состоянии поставить под контроль социальную эволюцию человечества в рамках собственного плана истории.

Сам Зиновьев давал достаточно нелицеприятные отзывы о Фукуме. В одном из интервью Зиновьев говорит: «Фукуяма — сказочник и вообще несерьезная фигура. Сама постановка вопроса о конце истории бессмысленна — это дребедень, в которой нет ничего научного». В другой статье он называет идею Фукуямы идеологическим жульничеством.

Но такая оценка Фукуямы конца истории давалась Зиновьевым именно с позиции ученого. С точки зрения идеологии все обстоит ровно наоборот.

Метафора конца истории является результатом планируемой истории, которая не может быть ограничена этапным противостоянием и противопоставлением коммунизма с капитализмом и диктатуры с либеральной демократией, как это преподносит Фукуяма. Конец истории происходит не в политической и геополитической проекции, но прежде всего в социальной.

Само полное название книги Фукуямы «Конец истории и последний человек» нужно понимать не в ницшеанском смысле восхождения либерального духа. Скорее следует снова вспомнить Оруэлла: «Если вы человек, то вы последний человек», которым и все заканчивается в реальности.

«Конец истории» в России, как нигде еще, воспринимается именно идеологически, потому что в нем были увидены реальные цели. Для России «конец истории» прозвучал как исторический приговор, который хочет привести в исполнение западное сверхобщество.

Этот приговор означает вычеркивание из истории русской цивилизации, что описал Зиновьев. «Универсальная история» Фукуямы, представляет собой идею монополизации истории Западом. Речь не только о России, хотя и прежде всего именно о России, представляющей альтернативный цивилизационный вариант социальной эволюции и внесшей в ХХ веке в нее значительный вклад.

Конец истории и исторический выбор

Не случайно тема «конца истории» вновь возникла именно сегодня в политической повестке на само высшем уровне. Настойчиво и почти что параноидально эту идею выразил президент США.

В обращении к нации 27 сентября Барак Обама заявил, что США стоят на «правильной стороне истории», а все остальные государства должны занять «правильную» позицию по отношению к России. Несмотря на известную конъюнктурность, послание Обамы является очень фундаментальным заявлением.

Правильная сторона истории означает не что иное как подчинение жесткому вертикальному структурированию человечества без возможных альтернатив.

Оппонентом и врагом Обамы является в данном случае не только Путин, но и Россия (и русский мир), понимаемая как целостная цивилизация.

Именно Россия претендует не только на пересмотр пресловутых итогов холодной войны или пытается восстановить многополярный мир, но, прежде всего, рушит матрицу конца истории. Происходит это потому, что для России «конец истории» означает буквальную историческую смерть и небытие.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также