23 октября, среда

«Мистрали» виляют кормой

09 апреля 2014 / 22:00
военный обозреватель ТАСС

Без «Мистралей» российский ВМФ проживет, как жил он и до них. А вот авторитет Франсуа Олланда, как надежного партнера, может быть подорван не только среди его подружек.

Сообщение Елисейского дворца со ссылкой на заявление президента Франсуа Олланда о приостановке выполнения контракта по поставке России универсальных кораблей-доков класса «Мистраль» не вызвало в отечественных военных кругах большого удивления. Как и тот предлог, который выбрал для этого глава Пятой республики. «Из-за сложной ситуации на юго-востоке Украины и российской позиции в этом кризисе. «На данный момент, — считает он, — не имеется достаточных условий, при которых Франция передала бы России первый УДК».

И хотя в Париже подчеркнули, что речь не идет об отказе от контракта, а только о том, что именно на данный момент условия не позволяют передать России корабль. Передача запланирована на 1 ноября, — заметили в пресс-службе главы государства, — и если ситуация (на Украине) за ближайшие два месяца не улучшится, то Франция не сможет осуществить поставку. «Пока же это лишь политическое заявление, юридических последствий для контракта оно не несет», — подчеркнули в Елисейском дворце.

В Москве отреагировали на данное сообщение абсолютно спокойно.

«Министерство обороны не видит в этом особой трагедии, хотя, конечно, это неприятно и накладывает определенную напряженность во взаимодействии с французскими партнерами, но отказ от этого контракта не будет для нас трагедией в плане перевооружения и реализации госпрограммы вооружения», — заявил по этому поводу корреспонденту ТАСС заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов. «Мы будем действовать в строгом соответствии с международным правом и условиями контракта», — добавил он.

Бывший первый заместитель Главнокомандующего Военно-морским флотом России (1992−1999 г.) адмирал Игорь Касатонов сказал автору этих строк, что «если французы откажутся от поставок «Мистралей», ущерба боеготовности отечественному ВМФ это не нанесет». «По сути своей это транспортный корабль, — заметил военачальник, — способный перевозить любые грузы — от картошки до бронетранспортеров. У нас есть, на чем возить картошку. А для укрепления мощи родного флота мы можем построить другие корабли. Настоящие». «Как говорится, была без радости любовь, — разлука будет без печали», — подчеркнул с сарказмом адмирал. «Хотя, — добавил он, — такая непредсказуемость французского президента выглядит несколько неприлично».

Впрочем, реакцию высоких должностных лиц военного ведомства России на заявление французского президента по поводу «Мистралей» можно было предугадать.

Понятно, что главе Пятой республики непросто было выдерживать давление Вашингтона и Брюсселя, которые требовали от него присоединиться к серьезным санкциям против нашей страны, прекратить военно-техническое сотрудничество с отечественными предприятиями и вооруженными силами и, главное, разорвать контракт по поставкам универсальных кораблей-вертолетоносцев. Мол, русские будут использовать его для нападения на суверенные государства. (Странная логика. В агрессивных намерениях Россию подозревают те, кто бомбил Югославию и Ирак, Афганистан и Ливию, помогал исламским радикалам в Сирии, но не может привести ни одного реального факта о применении нашей страной военной силы за пределами своей территории).

О том, что такое давление было, невольно засвидетельствовала и официальный представитель Госдепартамента США легендарная госпожа Джен Псаки, одобрившая поступок французского президента. «Мы думаем, что это мудрое решение… Мы поддерживаем это решение», — заявила она на очередном брифинге для американских журналистов.

Правда, специалисты, следящие за историей с французскими вертолетоносцами, да и не только они, помнят, что Олланд не раз заявлял, что контракт по «Мистралям» будет выполнен.

Хотя и не отрицал самой возможности его аннулирования. Но момент и повод для объявления о приостановке контракта, как считают специалисты, выбрал неудачный. Это произошло именно в тот момент, когда президент России Владимир Путин предложил семь пунктов программы по прекращению огня на востоке Украины и налаживании там мирной жизни. Причем, президент Порошенко, как сообщает его пресс-служба, во многом разделяет эти предложения.

Не исключено, что президент Франции принял свое новое решение по «Мистралям» из-за саммита НАТО в Уэльсе. Видимо, для того, чтобы опять не подвергаться критике за мягкотелость со стороны своих коллег по Североатлантическому альянсу. Эта перспектива, наверняка, сломала его. К тому же, настроение испортила бывшая подруга президента Валери Триервейлер. Спустя девять месяцев после их разрыва она опубликовала в популярных французских изданиях «пари матч» и «Ле монд» отрывки из своей книги «Спасибо за мгновение», или «Спасибо и на этом» со скандальными воспоминаниями о совместной с ним жизни и о его изменах. Говорят, Олланд был крайне подавлен известием об этих публикациях.

После такого, шутят злые языки, не только поставку первого «Мистраля» можно притормозить, но и совершить другие не до конца продуманные поступки, способные нанести урон авторитету не только самому главе государства, но и демократической Франции. В том числе и как ненадежного коммерческого и делового партнера. А такой имидж может обойтись намного дороже, чем штрафы за задержку или срыв контракта.

Кстати, от штрафах. Как заявляют в российских кругах в системе военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, если Франция действительно откажется от поставок в Россию заказанных вертолетоносцев, ей придется выплатить не только стоимость контракта 1,2 млрд евро, но и прописанные в этом документе финансовые санкции — штраф за срыв контрактных обязательств, стоимость работ и материалов, которые затратили петербургские корабелы на постройку двух кормовых секций кораблей, доставку их морем в Сен-Назер, для чего был арендован голландский океанский буксир, а также подготовку 400 российских офицеров и контрактников, которые проходят сейчас практику на первом корпусе «Мистраля». Сумма штрафа, естественно, будет уточняться. Но по некоторым прикидкам, он может составить от 3до 5 млрд евро.

Не исключено, что срыв контракта приведет и к волнениям в среде французских корабелов.

Когда-то соглашение по закупке этих кораблей было заключено Москвой по инициативе экс-президента Франции Николя Саркози, который собирался баллотироваться на очередной срок в качестве главы государства, и попросил Кремль поддержать его, обеспечить четырехлетним заказом судостроительные мощности и 600 его избирателей-кораблестроителей на верфях Сен-Назера, не допустить безработицы в этом городе, который задыхался без новых контрактов. В российской столице пошли ему навстречу, хотя, как известно, отечественные военные моряки были не в восторге от такого заказа.

Они утверждали и утверждают, что использование подобных кораблей с их экспедиционными задачами не вписываются в Военную доктрину России. У них слабое вооружение, высокая парусность, которая при эксплуатации в холодных морях Тихого океана (а «Мистрали» предназначаются именно на Тихоокеанский флот), могут привести к серьезным неприятностям, в том числе и повреждению корпуса вертолетоносца льдом. Правда, все эти недостатки обещали исправить при достройке УДК на российских верфях.

И теперь, когда намечается срыв контракта, свое возмущение уже высказывают французские судостроители и политики.

Корреспонденты ТАСС сообщают из Парижа, что о возможных проблемах для рабочих судоверфи STX в Сен-Назере, где ведется строительство двух кораблей «Мистраль», говорят и представители профсоюзов. Как заявил представитель местной ячейки профсоюза «Форс овриер» (ФО) Жан-Марк Перез, решение французских властей глубоко «ошеломило и возмутило» трудящихся. «Если заявление президента завершится остановкой строительства, в стране сотни рабочих окажутся в трудном положении — как на верфи STX, так и в компаниях-субподрядчиках, — говорит он. — Это неприемлемо, нетерпимо».

В другом ведущем профсоюзе, Французской демократической федерации труда (ФДКТ), так реагируют на случившееся. «Это решение, которое могло быть принято в любой момент, — сказал агентству «Франс пресс» представитель профсоюзной ячейки ФДКТ-STX Жоан Жарден. — Об этом можно сожалеть, но можно и понять, учитывая политический контекст». Представитель профобъединения затруднился сказать, какие прямые последствия это будет иметь для верфи. «Мы — только подрядчики. Корабль будет передан компании DCNS, она и будет решать, — указал Жарден. — Вопрос, который встает сейчас, заключается в следующем: что будет со вторым «Мистралем» и кто будет за все это платить».

Ответов на эти вопросы пока нет.

Наверное, надо набраться терпения и подождать окончания саммита НАТО в Уэльсе, принятых там решений, а потом и 1 ноября. Без «Мистралей» российский ВМФ проживет, как жил он и до них. А вот авторитет Франсуа Олланда, как надежного партнера, может быть подорван не только среди его подружек.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также