25 мая, суббота

Мистрали: цена вопроса

12 января 2014 / 18:42
экономический аналитик

К анализу сделки Франции и России по поводу «Мистралей» следует подходить, помня о том, что контракт этот имеет не только военный характер.

К анализу сделки Франции и России по поводу «Мистралей» следует подходить, помня о том, что контракт этот имеет не только военный характер, но и представляет собой политическую сделку.

Отношения между Россией и Францией исторически имеют традиционно дружественный, даже союзнический характер. И так оставалось неизменным независимо от господствующего государственного строя в нашей стране и обстановки в мировой политике. Ещё во времена существования СССР Франция проводила самостоятельную политику и развивала сотрудничество с Москвой в различных сферах.

Сделка по «Мистралям» также отражает такой традиционный характер отношений.

Поэтому есть основания полагать, что сегодня в политических интересах разногласия между Россией и Францией в отношении вертолетоносцев всё же намеренно раздуты, а стороны просто умело подыгрывают друг другу.

Вспомним, как подписание документов на постройку «Мистралей» несло в себе мощную пропагандистскую составляющую. Заключение контракта в 2011 году на строительство военных кораблей давало возможность расширить и укрепить сотрудничество между Францией и Россией. Этому не помешало даже то, что военные специалисты подвергли критике саму идею вооружения ВМФ России вёртолётоносцами. Они отмечали её несоответствие стратегии России и характеру современных войн. Корабли этого типа не решают задачи по охране водного района, а предназначены для обеспечения операций вторжения, например, для миссий Франции в Африке. Если анализировать возможные для России театры военных действий, то применение этих кораблей, по мнению экспертов, не подходит для нас.

Но, тем не менее, сделка на поставку «Мистралей» всё же была пролоббирована на самом высоком уровне и заключена, что многие расценили как форму поддержки Россией экономики Франции. Косвенно это предположение подтверждается информацией о том, что «Мистрали» должны быть поставлены без современных вооружения, электроники и компьютерных систем. Кормовые части были построены Россией на Балтийском заводе. Затем России предстоит дооснащать «Мистрали» вооружением и системами управления.

Контракт между «Рособоронэкспортом» и французской компанией DCNS был подписан в июне 2011 года. Сумма сделки составила 1,2 млрд евро. Первый корабль, «Владивосток», должен поступить на вооружение российского флота в 2014 году, второй, «Севастополь», в 2015 году.

К сожалению, детали контракта по поставке «Мистралей» не обнародованы, и вряд ли это будет сделано в ближайшие годы.

Поэтому мы не можем в достаточной степени оценить общий масштаб сделки. Ведь подобные контракты, помимо основной части, как правило, содержат и дополнительные условия, так называемые «бартерные сделки» и «офсетные программы». В «Рособоронэкспорте» для разработки таких условий контрактов и контроля их выполнения существует даже соответствующий департамент.

Таким образом, общественности пока известна лишь основная часть контракта, но детали, составные части и общая сумма в целом пока не раскрываются.

Как известно, президент Франции Франсуа Олланд наложил вето на поставку вертолетоносцев России, требуя изменить позицию России по Украине. Но официально контракт пока не расторгнут, он просто «завис».

В случае если Франция не выполнит контракт, неустойка может составить сумму от 3 млрд евро, утверждает российская сторона. Согласно газете «Ле парисьен», если Франция в итоге разорвет контракт с Россией, то сначала нужно будет вернуть России 1,2 миллиарда евро (цену строительства двух «Мистралей»), после чего российская сторона еще будет вправе потребовать компенсацию в размере 800 миллионов евро за каждый корабль.

В случае, если французская сторона срывает срок передачи кораблей, то первые 30 дней штрафы не накладываются, утверждают эксперты. При просрочке до 120 дней штраф составляет около 1 млн долларов США в день, а если судостроитель так ничего и не передал после этого срока, то российская сторона вправе отказаться от покупки и потребовать вернуть все ранее уплаченные средства со штрафами. Если Франция откажется выполнять контракт, она должна будет не только вернуть России все переведенные деньги, но и выплатить неустойку в 251 млн евро, сообщил французский новостной портал LCI.

Отказ Франции поставил её в двусмысленное положение.

Продажа современной оборонной системы России в сложившихся обстоятельствах может подвергнуть опасности военно-промышленное сотрудничество Франции с другими странами, в особенности со странами НАТО. С другой стороны, Франция может скомпрометировать себя в глазах своих потенциальных заказчиков тем, что не является надёжным партнёром.

Россия в свою очередь, стремясь получить военные технологии с Запада, не заинтересована поднимать лишний шум вокруг «Мистралей». Но поскольку было выплачено 100% суммы контракта, все затраты возмещены и прибыль получена, французская сторона теперь ведёт себя инертно в отношении дальнейшего выполнения условий контракта.

Характерно, что Россия понимает колебания Франции и, на словах выражая возмущение, фактических шагов не предпринимает и предъявлять Франции претензии пока не планирует. Как заявил 25 ноября 2014 МИА «Россия сегодня» замминистра обороны РФ Юрий Борисов, РФ будет «терпеливо» ждать поставки кораблей.

Пока неясно, считаются ли санкции против России форс-мажором, как настаивает Франция. Ведь в СМИ просочилась информация, что любое решение французского правительства является форс-мажорным обстоятельством, что указано в контракте на поставку кораблей. То есть, если французское правительство примет окончательное решение о том, что отказывается передавать нам вертолетоносцы, то никаких неустоек и штрафных санкций не будет. В лучшем случае, Россия получит назад уплаченные деньги.

Следует отметить, что вице-премьер Дмитрий Рогозин в 2013 году вновь акцентировал внимание общественности на том, что «Мистрали» России не подходят. Они небоеспособны при температуре ниже семи градусов по Цельсию, к ним в России не производится нужное топливо, которое придётся постоянно покупать во Франции. Там же придётся производить ремонт и техобслуживание, поэтому содержание этих кораблей может вылиться для России в громадные суммы.

Некоторые эксперты утверждают, что полностью укомплектованные вооружением и электроникой"Мистрали" строятся для французских ВМС за 400 млн евро каждый, поэтому сначала закупка двух «Мистралей» планировалась Россией в сумме 980 млн евро вместо окончательных 1,2 млрд евро.

Показательно, что через месяц после отставки министра обороны Анатолия Сердюкова Россия отказалась от намерения купить ещё два «Мистраля», хотя в контракт был включен опцион на ещё два корабля.

Есть информация, что в России ещё в начале 2013 года рассматривалась возможность расторжения контракта на постройку «Мистралей».

Явно не случайным было то, что в ходе встречи Олланда и Путина на саммите G20 в Брисбене вопрос о поставках «Мистралей» не поднимался. Как сообщил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, основной темой беседы стал украинский кризис.

Впрочем, полагаю, что, наиболее вероятно, события будут развиваться так: «Мистрали» пока будут мирно стоять во Франции, а через какое-то время их без лишнего шума передадут России. Однако, полагаю, наиболее выгодно для России было бы расторгнуть контракт и вернуть деньги, уплаченные за «Мистрали». Кроме того, для нас лучше получить дипломатический и пропагандистский эффект от того, что было продемонстрирована несамостоятельность и зависимость Франции от США. Это для России будет выгоднее, чем получить несколько миллионов евро штрафов от Франции через международные суды и арбитражи.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также