14 октября, понедельник

Креативный поворот: что будет с креативным классом?

05 декабря 2014 / 13:09
эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций, кандидат искусствоведения

Горькая правда заключается в том, что креативный класс теряет привлекательность и все больше становится отвратительной карикатурой на самого себя.

Креативный класс в России воспринимается как синоним оппозиционности и «брендовый» носитель либерально-капиталистической идеологии. Это особенно отразилось в дискуссиях о составе креативного касса, которые активно велись в конце 2012 и начале 2013 года, так что даже Владимир Путин в послании Федеральному Собранию вынужден был дать свое определение креативному кассу. Сегодня, однако, данный спор потерял актуальность, но перешел на качественной иной уровень. Вопрос теперь стоит по-другому, а именно: что делать с креативным классом?

Горькая правда заключается в том, что креативный класс теряет привлекательность и все больше становится отвратительной карикатурой на самого себя.

Самым простым в данной ситуации кажется — отторгнуть креативный класс и выкинуть его из общественной жизни.

Но это означало бы повторение истории с дореволюционным и советским «государственным отщепенством» (по формулировке П. Струве в «Вехах») русской интеллигенции и еще больший разрыв креативного класса с государством и обществом. А это автоматически создает слепую, но от этого не менее разрушительную для государства и общества среду. Путь взаимного отчуждения, который как раз навязывает либеральный капитализм, чрезвычайно опасен. Зачем же повторять ошибки прошлого в третий раз?

Напротив, креативный класс, даже в самом его либеральном понимании, необходимо ресоциализировать. Ресоциализация означает в буквальном смысле реабилитацию, «восстановление прерванных или укрепление ослабленных психическим расстройством и связанных с ним обстоятельств социальных связей индивида». Ресоциализацию нужно понимать не только в социально-политическом, но и чисто психологическом качестве. Быть патриотом для креативного класса как и наглядная демонстрация патриотизма — это нормально. Гордиться и любить свою страну, историю, культуру, цивилизационную уникальность — это естественно и не должно вызвать испуг или глумление, а солидарности с обществом не нужно стыдиться.

Способен ли креативный класс понять, что фактически обманут либеральным капитализмом и что раскрыть свой творческий потенциал он может только вместе с государством?

Ведь наиболее легкой возможностью самореализации для современного человека является потребление и внешний вид. Собственно хипстеры и «креаклы» уже не имеют никакой идеологии и философии кроме дифференциации по внешнему виду и элементам образа жизни. Но манипулирование креативным классом, что эффективно осуществляется обществом потребления, со стороны теперь уже государства долгосрочного результата не даст. Только включив креативный класс в общественно полезную работу, дав ему смысл жизни (а не проживания в атомизированном мире экономики тотального недоверия) можно по-настоящему перезапустить этот социальный бренд и насытить его новым содержанием.

Таким образом, в сфере культурной политики и социального дизайна в целом необходимо совершить креативный поворот, который означает переход от идеологии разрушения и отчуждения к социальному единству и творческому созиданию. Этот поворот уже назрел, так как интеллектуально и концептуально в существующем качестве креативный класс зашел в тупик. Да, изменения будут проходить крайне мучительно, «раззомбирование» и формирование классового сознания не бывают простыми и легкими. Но это единственный выход и для креативного класса и для государства, если оно заинтересовано в формировании развитого и сплоченного общества.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также