В этом году по миру прокатилась настоящая эпидемия отключения интернета во время протестных волнений. И всех их объединяет общая мотивация и влияние, а также то, что это является нарушением одного из уже базовых прав человека - права свободного доступа к информации..
16 ноября 2019 года произошел крупнейший и самый продолжительный интернет-шатдаун в истории Ирана. Высший совет национальной безопасности распорядился отключить интернет и мобильную связь во всей стране на фоне протестов, разразившихся в стране из-за повышения цен на бензин. Подобное отключение явилось попыткой правительства остановить поток информации и не допустить координацию действий между протестующими посредством мессенджеров. Иными словами создание информационного вакуума являлось частью плана по борьбе с протестами.
Иран более десяти лет работал над созданием суверенного интернета – "Национальной информационной сети" или SHOMA, который дал бы Тегерану полный контроль над онлайн-пространством. Главная и единственная "Телекоммуникационная компания Ирана" находится под полным контролем правительства.
Разумеется, это не первый случай, когда Тегеран закрыл доступ в интернет, чтобы остановить распространение информации во время массовых протестов. После президентских выборов 2009 года, правительство осознало ключевую роль, которую играет интернет в плане коммуникации между людьми не только внутри страны, но и за ее пределами. Тогда использовали метод ограничения пропускной способности - интернет работал мучительно медленно. В 2001 году также сделали нечто подобное. Позднее применялась блокировка отдельных сайтов, таких как Facebook и Twitter. В декабре 2017 года и в январе 2018 года во время очередных массовых акций протеста, был заблокирован Telegram. Во время последних президентских выборов в 2017 году, приложение сыграло большую роль в увеличении явки избирателей и распространении речей политиков.
На этот раз отключение отличалось с точки зрения его технической сложности и широты – оно было настолько сложным, что для его организации потребовались цеоые сутки. Часть сетей меняла маршрутизацию трафика, другие просто его блокировали. Также не допускалась работа VPN или прокси-приложений, позволяющих обходить запреты.
Другой страной, практикующей такой способ борьбы с протестами, стала Индия. С 2018 года ей принадлежит лидерство по количество интернет-шатдаунов - 134 раза. Крупнейшее состоялось этим летом, когда власти полностью заблокировали мобильный интернет-доступ в Кашмире после того, как преимущественно мусульманский штат был лишен остатков политической, кадровой и земельной автономии.
В Индии право на шатдаун было закреплено законодательно. 17 августа 2017 года Министерство связи Индии подготовило документ под названием "Временное приостановление обслуживания телекоммуникационных услуг (в случае чрезвычайных ситуаций или в целях соблюдения общественной безопасности)2. Решение отключить доступ может быть вынесено должностным лицом высшего уровня, отвечающим за внутреннюю безопасность, как на уровне страны, так и на уровне штата, хотя для того, чтобы отдать такое распоряжение должностному лицу нужны определенные обоснования, именуемые в документе "непреодолимыми обстоятельствами".
Можно привести еще множество примеров подобных отключений или ограничений доступа в интернет в других странах и на других континентах (Мали, Бангладеш, Ирак, Конго, Пакистан, Филиппины и др.), однако мотивация везде одна - попытка не допустить разжигания и разрастания протестов посредством мессенджеров. Все это стало огромным поводом для беспокойства правозащитных организаций. Совет по правам человека ООН включил в свой ежегодный доклад раздел “Свобода выражения мнений в Интернете” и констатировал, что она подвергается беспрецедентным ограничениям. Разные правительства ужесточают контроль за информацией в онлайн-пространстве.
Как правило, отключение интернета – превентивная мера, к которой прибегают, когда предполагают возможное разрастание беспорядков. Но насколько долго интернет отключен, является показателем того, что протесты не сдерживаются, а правительство находится в кризисном положении. Тем самым отсутствие доступа в интернет является палкой о двух концах - с одной стороны, это не позволяет протестующим координировать свои действия и собираться организованными группами в определенных местах, а с другой стороны, отсутствие информации плохо для самой власти и полиции, они сами себя ослепляют и не имеют полного контроля над ситуацией. Создается риск маргинализации протеста - его лидеры будут “уходить в подполье” и тогда уже не будет никакой возможности полностью восстановить контроль за ситуацией. А слухи и фейковые новости продолжат распространяться и без цифровых коммуникаций.
Отключение Интернета не только мешает журналистам и правозащитникам отслеживать и освещать конфликт, но и способствует серьезным нарушениям норм международного гуманитарного права и прав человека. Все вместе оказывает серьезное воздействие на общество, создается дополнительное напряжение.
Ввиду повсеместного учащения случаев блокировки интернета, она как бы нормализуется, становится ожидаемой. Поэтому со временем все - от журналистов, до активистов протеста найдут способ как-то консолидироваться и выполнять каждый свои задачи, они будут готовы к шатдауну, а власти, тем самым, столкнутся с новыми для себя вызовами.
Таким образом, можно заключить, что локальное и временное отключение или замедление интернета на время особо крупных волнений является эффективным методом борьбы полиции и силовых структур против дальнейшего разрастания и радикализации протеста. Однако затяжная и тотальная блокировка наоборот ослепляет саму власть, все превращается в хаос, невозможно быстро получать информацию и менять свою тактику по мере необходимости. На информационном поле битвы нехватка или неполнота главного – самой информации – может стать фатальной. Обладание информацией означает обладание реальной властью.