Фрагмент из книги Серджио Беттини «Искусство на закате античного мира» описывает мир, в котором трудно не узнать сходство с тем, в котором мы живем.
«Привилегированная государственная бюрократия принимает на себя политические функции (предвосхищая византийский и средневековый суд); тогда как массы оказываются изолированы (зародыш народной анонимности средневековья); однако внутри государства формируются новые социальные ячейки вокруг различных форм деятельности (зародыши средневековых корпораций), и латифундии, став автаркическими, явились прелюдией к появлению ряда крупных монастырей и самого феодального государства».
Если концентрация политических функций в руках государственной бюрократии, ее изоляция от народной базы и растущая индифферентность масс вполне соответствуют нашей исторической ситуации, то достаточно обновить термины в данных строках, чтобы и здесь увидеть нечто знакомое. Крупные латифундии, о которых пишет Беттини, сегодня соответствуют экономическим и социальным группам, действующим все более автаркически, следуя логике, которая полностью оторвана от интересов общества, а социальные ячейки, которые формируются внутри государства, соответствуют не только лобби, действующим внутри государственной бюрократии, но и включению целых профессиональных категорий в государственные функции, как это произошло в последние годы с врачами.
Книга Беттини датируется 1948 годом. В 1971 году вышла книга Роберто Вакки «Грядущее средневековье», в которой автор предсказал катастрофическое развитие наиболее развитых стран, которые столкнутся с неразрешимыми проблемами, связанными с производством и распределением энергии, транспортом, водоснабжением, утилизацией отходов и обработкой информации. Если Вакка писал, что в его годы предостережения о надвигающейся катастрофе были столь многочисленны, что породили настоящую «руинографическую» литературу, то ныне число апокалиптических предсказаний, особенно связанных с климатом, по меньшей мере удвоилось.
Но если катастрофы, подобные тем, что возникают в результате использования ядерной энергии, если не вероятны, то, уж точно возможны, то деградация систем, в которых мы живем, мыслима и без того, чтобы с необходимостью принимать катастрофическую форму. Политический, экономический и духовный крах европейских стран, например, очевиден сегодня, даже если они продолжат существовать еще какое-то время. Как же тогда мы тогда себе представляем эпоху нового средневековья? Как политическая индифферентность, которую мы видим вокруг себя, может трансформироваться в «народную анонимность», способную изобретать новые и анонимные формы самовыражения и жизни? И каким образом изоляция государственных бюрократий и умножение автаркических властителей могли предвещать появление явлений, подобных большим монастырям, в которых бегство из общества порождает новые формы сообщества? Несомненно, это может произойти только в том случае, если первоначально небольшое, но растущее число людей сможет увидеть в распадающихся политических формах предвестник новых или древних форм жизни.
Quodlibet, 28 апреля 2025 г.