2 апреля, среда

Голливуд и пропаганда. Лекция 6. Странная стратегия ЦРУ

31 марта 2025 / 20:46
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве РФ

Нельзя сказать, что «Скотный двор» и «1984» стали каким-то прорывом в том, что касается взаимодействия ЦРУ и Голливуда. Скорее, это была проба пера.

Да, ЦРУ использовали голливудских звезд и их известность. И в 1950-х ЦРУ, как считается, помимо экранизаций Оруэлла, поучаствовало в создании фильма «К востоку на Бикон» (1952). Фильм был снят по сценарию, выросшему из статьи главы ФБР Эдгара Гувера «Преступление века: дело шпионов атомной бомбы» и, соответственно, получил поддержку спецслужбы. В картине кинокомпании Columbia Pictures рассказывается о борьбе с советскими шпионами. Съемки проводились, что интересно – в том числе и в лабораториях ФБР. Неизвестно точно, какой была роль ЦРУ в создании картины, но факт: фильм использовался в качестве учебного материала в агентстве[1].

Вообще, учебные фильмы – не обязательно «правдивые», могут быть использованы и для того, чтобы указывать молодым агентам на ошибки. Таков, например, один из фильмов Джоэла Шумахера[2] «Плохая компания» (2002). Картина рассказывает о вербовке старым агентом ЦРУ (Энтони Хопкинсом) молодого человека (Криса Рока), поскольку его брат-близнец убит, а разведке нужен исполнитель, который заберет чемодан с бомбой у контрагента.

Центр политического анализа и социальных исследователей (АНО ЦПАСИ) продолжает публикацию курса лекций политолога, доцента Финансового университета при Правительстве РФ Павла Данилина «Голливуд и пропаганда. Как смотреть и понимать современное американское кино». Лекции подготовлены при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ).

При этом в ЦРУ никогда не признавали, что фильмы могут быть использованы в качестве тренировочного пособия. Так, в сентябре 1977 года известная голливудская собирательница сплетен Рона Барретт явилась в программе Good Morning America, чтобы поговорить о шпионских фильмах. Рядом с ней сидел директор ЦРУ Стэнсфилд Тернер, который заметил, что продукция Голливуда не подходит для обучения шпионов ЦРУ. «Журналистка перечислила голливудские фильмы о шпионах и шпионаже, которые были сняты за эти годы, назвав несколько выдающихся картин. Ответ адмирала на вопрос г-жи Барретт о фильмах был следующим: «Рона, Голливуд отлично справляется с превращением разведданных в развлечение, но я не думаю, что я мог бы использовать фильмы, о которых вы говорили, в качестве учебных пособий для наших агентов»»[3].

Впрочем, из некоторых внутренних документов ЦРУ, рассекреченных сегодня, известно, что агентство использовало в учебных целях сериал NBC «Шпионаж», шедший с 1963 по 1964 год и концентрирующий внимание зрителя на реальных случаях из истории мировой разведки. Также в ЦРУ для подготовки контрразведчиков использовали фильмы «Человек, которого никогда не было» (1956). Лента рассказывает о реальной шпионской операции времен Второй Мировой войны «Мясной фарш» и получила поддержку со стороны Британского адмиралтейства. Заметим, что и «Шпионы», и «Человек, которого не было» были сняты в Британии, хотя основной прокат был в США. Рассматривались для учебного процесса такие фильмы, как «Дорога к стене» (1962) и «Мы вас похороним!» (1962)[4]. Но от включения последнего в учебный курс было решено отказаться, так как он больше подходил для идеологической обработки военнослужащих, а не для обучения разведчиков.

Однако вернемся к нашей теме. Как уже упоминалось, вплоть до 1960-х одной из задач внешней разведки в работе с Голливудом было обеспечение того, чтобы о работе ЦРУ с кинематографом нигде не упоминалось. Однако в 1961 году разразился скандал, который высветил ЦРУ в неприглядном свете. Фантастический провал «Операции в бухте Кочинос», она же «Высадка в Заливе свиней», унес жизни 6 сотрудников ЦРУ, 114 боевиков из числа кубинских эмигрантов. Еще 1200 боевиков попали в плен. За все это кто-то должен был ответить. Понятно, что после этого резко выросло внимание к ЦРУ со стороны американской общественности, и в разведке это тоже понимали. После такого провала всем было очевидно, что длительное время умалчивать о деятельности ЦРУ уже не получится. Поэтому внутри Центрального разведывательного управления была начата разработка концепции взаимоотношений с общественностью через голубой экран. И это неудивительно: ЦРУ выглядело для американского общества группой убийц, опасных чудаков и не совсем адекватных политиканов. Собственно, этот образ надолго прилип к разведчикам, и даже сегодня отбрасывает мрачную тень на деятельность управления.

Что же до киноиндустрии, то после «Залива свиней» ЦРУ в прямом смысле слова принялись шпионить за голливудскими сценаристами и режиссерами, которые могли бы снять фильм о ЦРУ. За все время до конца 1960-х упоминание ЦРУ в продукции Голливуда можно перечислить по пальцам двух рук. И речь не идет о фильмах, посвященных внешней разведке – нет, речь идет всего лишь об упоминаниях названия агентства. Собственно, противодействие этим попыткам видно из истории со студией Universal, которая не просто собиралась сделать фильм о разведке в 1969 году. Universal обратилась в агентство по поводу съемок в Лэнгли, а Уильямом Вудфилдом и Алланом Балтером был подготовлен сценарий с предварительным названием «ЦРУ», который отправили в управление. Там с ним ознакомились и в результате фильма не состоялось. ЦРУ отказали студии в поддержке фильма по той причине, что в сценарии двое из четырех подозреваемых в предательстве – наркоманы, и лишь один – настоящий русский шпион, то есть Ким Филби. Рецензент из ЦРУ написал на сценарии также, что «методы и приемы расследования, изображенные в этой работе, в значительной степени опираются на довольно надуманные уловки и будут только вызывать насмешки и издевательства. Короче говоря, этот сценарий мог бы превратиться в малобюджетный фильм типа «Джеймса Бонда». Он, вероятно, был бы легким и забавным. Но в нем нет никакого политико-идеологически-мотивационного содержания»[5].

Подобное тем более неожиданно, что на тот момент на телевидении уже показывали телешоу «ФБР» (американский телесериал, транслировавшийся на канале ABC с 1965 по 1974 год) и в Universal справедливо полагали, что и ЦРУ захочет популяризовать свой образ. Да и за Уильямом Вудфилдом и Алланом Балтером уже была репутация – они были сценаристами сериала «Миссия невыполнима». Сегодня мы знаем в основном его реинкарнацию с Томом Крузом, но с 1966 по 1973 год «Миссия невыполнима» выходила на телеканале CBS. По сюжету специальный отряд оперативников борется с преступниками и шпионами, предотвращая заговоры против США. Небольшая группа тайных агентов, известных как «Отряд невыполнимых миссий», вступает в конфронтацию с врагами из стран за «железным занавесом», борется против диктаторов из стран Третьего мира, коррумпированных промышленников и криминальных авторитетов. Музыкальная тема, написанная композитором Лало Шифриным, стала визитной карточкой сериала и одной из самых популярных мелодий из кинофильмов ХХ века.

Политолог и историк Дуглас Литтл пишет, что сюжетные повороты в «Миссия невыполнима» часто в общих чертах основаны на реальных тайных операциях ЦРУ. Основной месседж сериала – объяснить обывателю, что в условиях холодной войны цель оправдывает любые средства. «Миссия невыполнима» была не чем иным, как символическим призывом к проведению тайных операций. Для некоторых американцев подобное могло выглядеть привлекательным, особенно на фоне растущего общественного недовольства в связи со все более непопулярной открытой войной в Юго-Восточной Азии[6].

В первой серии «Миссии» сотрудники агентства борются с размещением ядерных боеголовок на некоем острове в Карибском море, которым правит злой диктатор (очевидная отсылка к Карибскому кризису). А тот же Дуглас Литтл прямо проводит связь между некоторыми сериями из «Миссии невыполнима» и реальными операциями ЦРУ на Ближнем Востоке. Так, в 11 серии четвертого сезона зритель видит операцию, поразительно похожую на переворот, организованный ЦРУ в Иране в 1953 году, повлёкший свержение демократически избранного правительства Национального фронта Ирана и возвращение к власти шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. В сериале также можно увидеть, как убивают некоего бородатого партизана, который погиб, борясь за дело революции (отсылка к убийству Че Гевары).

Сериал проводил мысль о том, что в шпионских играх все средства допустимы – шантаж, угрозы, убийства, подкуп, обман. Поэтому, несмотря на тот факт, что «Миссия невыполнима» в 60-х и 70-х годах официально не имела поддержки со стороны ЦРУ, можно все же заподозрить то, что на самом деле, агентство оказывало какое-то влияние на производство этого телепродукта. Впрочем, в 1996 году, когда франшиза «Миссия невыполнима» вышла на большом экране, все вопросы относительно влияния отпали – агенты из отряда «Миссия невыполнима» с тех пор и по сей день официально работают под прикрытием ЦРУ, хотя и постоянно впутываются во внутренние разборки с представителями управления и других федеральных агентств. Но об этом мы поговорим позже.

Пока же остановимся на единственном опыте работы ЦРУ и Голливуда в 1940-1970-х годах, который точно известен публике – на фильме «Тихий американец» (1958). Некий американский агент, исполняет его Оди Мерфи, приезжает в Сайгон с гуманитарной миссией. На месте он знакомится с журналистом из Великобритании (его играет Майкл Редгрейв) и местной девушкой (Джоржия Молл). Журналист женат, его жена – на родине. А американец свободен, и он делает предложение Джорджии. Та соглашается, а в отместку журналист сообщает коммунистам, что Мерфи привез в Сайгон взрывчатку. Американца убивают. Но выясняется, что тот привез во Вьетнам не взрывчатку, а пластиковые игрушки.

Фильм был снят по одноименному роману военного корреспондента Грэма Грина, но не имеет ничего общего с антивоенным пафосом, который разделял известный писатель. Грин требовал отказаться от интервенций и дать молодым государствам развиваться своим путем, пусть даже те выбирают в качестве идеологии коммунизм. Суть фильма абсолютно извращает идеи Грина и фильм превратился в антикоммунистическую агитку: американца в фильме убивают коммунисты, и антикоммунисты являются положительными персонажами. Намеки на то, что на самом деле американец не привозил взрывчатку во Вьетнам, а коммунисты искали взрывчатку – извращает историческую правду – именно антикоммунистические силы в ночь на 30 марта 1955 года устроили серию взрывов в Сайгоне. И именно они спровоцировали бойню в Сайгоне в конце апреля 1955 года.

Над сценарием фильма работал режиссер Джозеф Манкевич на пару с офицером ЦРУ Эдвардом Лансдейлом. Но зачем ЦРУ вмешалось в подготовку картины? Все довольно просто – Управление пыталось переключить внимание общественности с собственной деятельности во Вьетнаме и заодно подправить реноме Нго Дин Зьема – ставшего к тому времени лидером проамериканского правительства Вьетнама. Таким образом, решались сразу две задачи – заретушировать собственный провал и поддержать союзника.

Что же произошло в реальности? В реальности в так называемой битве за Сайгон 28 апреля 1955 года столкнулись бандформирования мафиозного синдиката Бинь Сюен и боевики, верные бывшему руководителю полиции Нго Дин Зьему. Конфликт начался после того, как вьетнамский император Бао Дай, контролировавший некоммунистическую часть Вьетнама, отстранил премьер-министра Нго Дин Зьема от управления полицией. Полиция на тот момент рассматривалась как синекура и важнейшее средство влияния на политику. Фактически, контролировавший полицию, держал в руках обстановку во всех крупных городах Вьетнама. И вот, Бао Дай решил передать полицию в руки мафиозного клана Бинь Сюен. Происходило это в момент ухода Франции из Индокитая. При этом, французы рассчитывали сохранить свое влияние на регион как раз благодаря мафии Бинь Сюен. Император Бао Дай был профранцузски настроенным политиком, тогда как Нго Дин Зьем, ревностный католик, продался американцам, как только во Вьетнам приехал новый куратор от ЦРУ. Звали этого куратора… Эдвард Лансдейл. Да-да тот самый. И задача у него была, конечно же, не бороться со вьетнамской мафией, и даже не с коммунистами, а всецело способствовать падению влияния Франции. На что он получил на тот момент весьма серьезный бюджет в 9 миллионов долларов.

Первым делом Лансдейл подкупил две более мелкие мафиозные группировки сектантов Хоа Хоа и Као Дай. А затем начал борьбу с мафией Бинь Сюен. В преддверии сайгонской резни, когда планы Госдепартамента и ЦРУ стали известны военным в Пентагоне, те резко выступили против. Генерал и начальник штаба армии США во время Корейской войны Джозеф Коллинз требовал не поддерживать Нго Дин Зьема и отказаться от операций против Бинь Сюен, поскольку эта авантюра может привести к гражданской войне и победе коммунистических сил во Вьетнаме. Но ЦРУ и Госдеп убедили президента США Дуайта Эйзенхауэра в том, что поддержка Нго Дин Зьема – единственный способ убрать Францию из Индокитая и укрепиться там самим. Так стала возможной бойня в Сайгоне, и никаких коммунистов там не было. Одни капиталисты успешно резали других. Просто одних поддерживало французское посольство, а других – американское.

В результате мафия Бинь Сюен была уничтожена, император Бао Дай ослаблен, и менее чем через полгода будет свергнут и бежит в Париж. Нго Дин Зьем станет лидером проамериканского правительства и в течение 8 лет будет проводить курс в интересах Вашингтона, пока его не убьют при попустительстве со стороны ЦРУ путчисты в 1963 году. Вьетнам, как и предполагал награжденный орденом Суворова II степени четырехзвездный генерал армии США Джозеф Коллинз, окажется в состоянии гражданской войны. США же будут вовлечены в свою самую грязную и бессмысленную войну в истории ХХ века на целых два десятилетия. Что же до Эдварда Лансдейла, то он получил огромные деньги на операции во Вьетнаме, а в 1957 году переписал сценарий книги Грэма Грина так, чтобы у зрителей даже не возникло вопроса – кто во Вьетнаме представляет добро, а кто зло. Неудивительно, что Грэм Грин был в ярости и отрекся от этой экранизации, назвав ее американской пропагандой.

Действительно, контрпропаганда в отношении американских неудач, как мы увидим это впоследствии, отработана в ЦРУ отменно – сколько было провалов, но кино об этих провалах подается таким образом, что зрителю кажется, что он смотрит не на катастрофу и не на непрофессионализм разведки, а на героизм и на успех конкретных представителей спецслужб США.

Пока же вернемся к довольно странным взаимоотношениям ЦРУ и Голливуда в первые полвека существования управления. Заработав отвратительную репутацию, похоже, црушники задались целью окончательно утвердить в этом и общество. Собственно, иначе объяснить нельзя тот выбор фильмов, которые получали поддержку со стороны Центрального разведывательного управления.

Впрочем, если отбросить экивоки и посмотреть на ситуацию непредвзято, то станет ясно, что ЦРУ добивались нескольких целей. Во-первых, окружить службу в ЦРУ ореолом секретности и избранности, но при этом, как и в любом тайном обществе – инициация неофитов в нем связана с особыми обрядами, порой жестокими и аморальными. Во-вторых, нормализовать понятие о грязных играх, тайных операциях, убийствах и иных поступках, совершаемых агентами Управления. В-третьих, создать в обществе убеждение, что ЦРУ должны в интересах государства проводить операции и внутри США. И пусть для этого используются внешние исполнители (такие как отряд «Миссия невыполнима», иногда приходится и самим пачкать руки). И, наконец, в-четвертых, дать понять, что, пусть сотрудники Агентства и идут на крайние меры и играют грязно, но это оправдано интересами Америки.

Вплоть до конца холодной войны такая тактика была оправдана. Но завершение эпохи глобального противостояния двух блоков поставило на повестку вопрос о смысле существования ЦРУ. Тем более, что за управлением числился целый ряд провалов даже похлеще, чем вторжение на Кубу. Тут и Карибский кризис, и Война Судного дня, и комиссия Черча, и иранская революция 1979 года, и операция «Иран-Контрас», и даже распад Восточного блока – который не то что предсказать в ЦРУ не смогли, но и не смогли обеспечить руководство США достойной информацией о происходящих в руководстве СССР и других стран ОВД процессах. Так что, чтобы не быть упраздненной, ЦРУ пришлось резко менять свой подход ко взаимодействию с обществом.

Но первые полвека своего существования внешняя разведка в США, как уже было отмечено выше, максимально оставалась в тени и старалась сотрудничать с деятелями киноиндустрии минимально, причем, только и исключительно на своих условиях. Так, есть неподтвержденная информация, что ЦРУ вложилось идейно и финансово во франшизу о Джеймсе Бонде.

После Залива свиней публично скрывать существование ЦРУ стало невозможно. И упоминания об этой организации в фильмах стали появляться куда чаще, чем ранее. А уж после Уотергейтского скандала (1972), в котором засветились американские кубинцы, работавшие на ЦРУ и также участвовавшие в провалившейся высадке, в разведке решили начать менять имидж. Ричард Хелмс, директор Центрального разведывательного управления с 1966 по 1973-й, разрешил съемки фильма «Скорпион» в штаб-квартире Управления в Лэнгли. Также Хелмс консультировал создание триллера «Три дня Кондора» (1975). Это были первые официально зафиксированные отношения Голливуда и ЦРУ. Параллельно было создано подразделение по связям с общественностью в рамках ЦРУ и разрешены съемки документального кино в Лэнгли.

История фильма «Скорпион» (1973) достойна того, чтобы ее подробно описать, насколько здесь представляется возможным. Сюжет фильма, снятого Майклом Уиннером по сценарию Дэвида У. Ринтелса и Джеральда Уилсона с Бертом Ланкастером и Аленом Делоном в главных ролях, довольно жестокий. Делон играет Жана Лорье, молодого киллера, который работает под псевдонимом Скорпион. Ремеслу его обучает Джеральд Кросс (Берт Ланкастер), агент ЦРУ, собравшийся на пенсию. Кросс учит Скорпиона никому не доверять, и это весьма верный совет – ЦРУ оказывает давление на Скорпиона, предъявляя обвинение в хранении наркотиков, и требуя, чтобы тот убил своего учителя, подозреваемого в работе на Советы. ЦРУ пытается несколько раз устроить засаду на Кросса и членов его семьи, но тот всегда выходит сухим из воды. Наконец агентам ЦРУ удается убить жену Кросса – Сару (Джоанна Линвилл). В ответ учитель Скорпиона убивает директора агентства Маклеода (Джон Коликос), съемки сцен с директором ЦРУ проходили как раз в Лэнгли. Новый директор показывает Скорпиону доказательства того, что Кросс сотрудничал с иностранными разведками, на чем весьма обогатился. Скорпион убивает свою девушку, оказавшуюся агентом, работавшим на Кросса, а затем и своего учителя, который говорит перед смертью: «Цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы не проиграть. И единственное правило – не выходить из игры». Спустя несколько мгновений Скорпион и сам также оказывается убитым неким таинственным киллером.

Арнольд Пикер, председатель United Artists, продюсировавший фильм, был крайне удивлен тем, что ЦРУ разрешило провести съемки в Лэнгли. И настоял на том, чтобы еще до начала съемок Майкл Уиннер показал сценарий фильма, демонстрировавшего Центральное разведывательное управление отнюдь не в лучшем свете. В ЦРУ не просто просмотрели сценарий. Глава Управления Ричард Хелмс дал возможность провести съемки некоторых сцен в своем собственном доме в Вашингтоне. Забавный нюанс – Майкл Уиннер во время съемок «Скорпиона» жил в отеле «Уотергейт» ровно в то же время, когда агенты ЦРУ устанавливали там прослушку. Эти два факта, конечно, никак не связаны друг с другом, но и простым совпадением это не назовешь.

Постер фильма «Скорпион» (1973)

Что же разрешили снять режиссерам «Скорпиона» в Лэнгли? Контрольно-пропускной пункт, здание штаб-квартиры, входные двери, вестибюль с огромным логотипом ЦРУ на полу. Впервые киношников допустили в святая святых разведки. И эта последовательность кадров потом будет воспроизводиться в таких фильмах, поддержанных ЦРУ, как «Игры патриотов» (1992), «Лучший повар» (2010), «Операция «Арго»» (2012), «Игра пешек» (2015), «Джек Райан» (2018), «Рекрут» (2003), а также а телесериалах «Стрелок» и «Последний кандидат»[7].

В «нулевых» ЦРУ рассекретило информацию о съемках фильма «Скорпион»[8], что дает понять, как именно осуществлялась работа над этим фильмом. Некоторые исследователи считают, что ЦРУ, не прочитав сценарий, решило поддержать фильм. Кто-то уверяет, что в ЦРУ сидели люди, которые вообще не понимали, что они делают, разрешая съемки фильма, в котором Управление выглядит как зловещая, мстительная и не признающая законов структура. В качестве аргументов приводится тот факт, что пятью годами ранее в ЦРУ отказались поддержать хвалебный для разведки фильм Альфреда Хичкока «Топаз» (1969). Притом, что фильм был основан на реальных событиях и рассказывал, как агент ЦРУ с помощью французских спецслужб разоблачает советские секретные планы на Кубе. Но рассекреченные документы говорят о том, что разведчики прекрасно осознавали, какому фильму они оказывают покровительство. Более того, во время съемок в Лэнгли киношников сопровождала молодая агентесса из ЦРУ, которая выдала съемочной группе целый набор значков со скорпионами.

После выхода фильма председатель Консультативного совета по внешней разведке при президенте направил в ЦРУ запрос с просьбой объяснить, «что ЦРУ надеялось получить в результате сотрудничества, если фильм имеет такую антицрушную направленность»[9]? Как пишет Том Секер в своей статье на RussiaToday «Новая "Миссия невыполнима" напоминает о многолетней связи ЦРУ и Голливуда», ответ ЦРУ на эти вопросы «был исключительно расплывчатым. В частности, на вопрос о том, чего они надеялись достичь, сотрудничая в работе над таким фильмом, они утверждали, что «в переписке [о съемках] никогда не упоминается «Скорпион»», и что в письме менеджера по производству с просьбой о доступе, подробно описывалось только то, что «история касается работы агентов ЦРУ на местах и их отношений с непосредственным начальником»[10].

Но как бы ни юлили в ЦРУ, тот факт, что «Скорпион» стал первым фильмом, снимавшимся «на натуре» в Лэнгли и на дому у руководителя разведки, дает нам возможность отказать в этой слабой аргументации. Все гораздо проще: в ЦРУ прекрасно осознавали, что у них плохая репутация и понимали, что с этим бороться на тот момент невозможно. Как пишет Том Секер, в мониторинге, проводимом ЦРУ в контексте выхода фильма «Скорпион», в одном из интервью режиссер фильма Уиннер говорит: «Если вы восхищаетесь ЦРУ, я полагаю, вы подумаете, что это фильм против ЦРУ. Если вы его ненавидите, вы скажете, что он за ЦРУ. Я думаю, фильм является довольно точным портретом. Сами агенты были чрезвычайно любезны в отношении фильма, он им явно понравился».

Выше говорилось о масштабных задачах, которые ставили перед собой в ЦРУ в отношениях с Голливудом. Показать, что это грязная, но нужная работа. Показать, что предателям в этом деле не жить. Пожалуй, в этом был основной замысел разведчиков, поддержавших съемки «Скорпиона».

Аналогичный месседж мы видим и в «Трех днях Кондора». Сюжет вновь сталкивает нас с разборками внутри агентства. Небольшая фирма в Нью-Йорке выполняет работу для ЦРУ – то, что сегодня называется разведкой по открытым источникам (open source intelligence, OSINT). Однажды всех сотрудников агентства, кроме Джо Тернера (позывной Кондор) хладнокровно убивают. Кондор пытается понять причины произошедшего и связывается с руководством из Управления. На встречу с Кондором присылают агента, но тот оказывается киллером. После активных розыскных мероприятий Тернер узнает, что его «заказала» группировка, созданная внутри ЦРУ и занимающаяся исключением каналов утечки информации о том, что США финансирует государственные перевороты в странах третьего мира. В финальном диалоге деятельность по смену режимов в третьем мире его начальник из ЦРУ Хиггинс объясняет интересами национальной безопасности, отрицая, что ЦРУ имело к прямое отношение к убийству его коллег. Тернер, в свою очередь, сообщает, что послал всю информацию в The New York Times. ЦРУшник Хиггинс оставляет за собой последнее слово, спрашивая, уверен ли тот, что журналисты напечатают попавшую им в руки информацию и сообщает, что этими своими вредительскими действиями Кондор подписал себе приговор.

Здесь ЦРУ тут также представлено в не в самом приглядном виде. Но для разведчиков, похоже, главное на тот момент было вдолбить в головы зрителей, что, какие бы методы не применяло Управление, оно работает на благо страны, пусть это и не нравится некоторым «чистоплюям». Что ж, своего они смогли добиться. Первый блин, если говорить об официальном сотрудничестве ЦРУ и Пентагона, нельзя назвать комом.

 

[1] Secker T. Does the CIA use Hollywood Movies as Training Films? Spy Culture URL: https://www.spyculture.com/does-the-cia-use-hollywood-movies-as-training-films/

[2] Джоэл Шумахер снял целый ряд довольно противоречивых фильмов, которые можно заподозрить в том, что они были заказаны режиссеру со стороны Министерства обороны («Страна Тигров», 2000), ЦРУ («Плохая компания», 2002) и ФБР («Телефонная будка», 2002). Впрочем, непосредственных доказательств этому нет.

[3] Secker T. Does the CIA use Hollywood Movies as Training Films?..

[4] Документалка Джека Томаса рассказывает о становлении международного коммунистического движения от его истоков во времена Карла Марк5са и вплоть до текущих событий. Название фильма отсылает к фразе Хрущева «Мы вас похороним», также в ленту включены кадры посещения генсеком Голливуда в 1959 году. Фильм был выпущен в прокат студией Columbia.

[5] Secker T. Clandes Time 248 – The CIA on The CIA in Hollywood. Spy Culture. URL: https://www.spyculture.com/clandestime-248-the-cia-on-the-cia-in-hollywood

[6] Little D. Mission Impossible: The CIA and the Cult of Covert Action in the Middle East // Diplomatic History, 2004. № 28 (5). P. 668.

[7] Secker T. Clandes Time 125 – Why Can’t You Film at Langley Any More? Spy Culture. URL: https://www.spyculture.com/clandestime-125-cant-film-langley/

[8] Официальный сайт ЦРУ. URL: https://www.cia.gov/readingroom/search/site/scorpio

[10] Secker T. New ‘Mission: Impossible’ invokes decades-old CIA-Hollywood link. RT, 21.01.2022. URL: https://swentr.site/pop-culture/546528-mission-impossible-cia-hollywood/


тэги
читайте также