19 мая, понедельник

Голливуд и пропаганда. Лекция 13. Пентагон и Голливуд. Часть V. Союз Голливуда и Пентагона в наши дни

19 мая 2025 / 11:01
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве РФ

В последнее время Пентагон усиливает свою работу с Голливудом в соответствии с текущими политическими установками. Колеблется вместе с линией партии, так сказать.

Например, когда в 2002 году Россия поддержала США в борьбе с терроризмом, предоставив разведданные, контакты и даже базы для операций против талибов в Афганистане, в Голливуде тут же начали создавать образ России как дружественной страны.

Центр политического анализа и социальных исследователей (АНО ЦПАСИ) продолжает публикацию курса лекций политолога, доцента Финансового университета при Правительстве РФ Павла Данилина «Голливуд и пропаганда. Как смотреть и понимать современное американское кино». Лекции подготовлены при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ).

И вот, на экраны в 2002 году выходит фильм «Цена страха», основанный на романе Тома Клэнси «Все страхи мира», получивший при этом всестороннюю поддержку Пентагона. Сюжет картины, снятой Филом Олденом Робинсоном с Беном Аффлеком в главной роли, рассказывает о том, как некий сирийский крестьянин находит атомную бомбу, забытую израильтянами, и продаёт её за 400 долларов торговцу оружием. Затем бомба оказывается в руках австрийского неонациста. В России президентом становится Александр Немеров, и, обеспокоенный его жёсткой политикой президент США отправляет в Россию аналитика Джека Райана для проверки программы по утилизации ядерного оружия. В это же время в Арзамасе-16 пропадают учёные-ядерщики, которых, конечно же, похитил австрийский неонацист. Учёные ремонтируют атомную бомбу, их убивают, а бомбу на украинском сухогрузе перевозят в США в Балтимор, где происходит ядерный взрыв с целью убить президента США. Аналитик Райан, конечно, спасает президента, однако после этого США принимает решение нанести ядерный удар по России, подозревая её в организации взрыва. Россия готовится ответить ракетами. Сотрудник ЦРУ Райан находит доказательства того, что взрыв устроил австрийский террорист. По секретному каналу связи Пентагона он звонит президенту России, сообщает ему некие доказательства, и просит не наносить ответный удар по США. Президент России в последний момент связывается с американским коллегой, и они решают подписать договор о сокращении оружия массового поражения. Террорист и его сообщники ликвидированы совместными усилиями ФСБ и ЦРУ. Занавес.

Эта бредовая история, которая совершенно не учитывает реальность, в которой сотрудники ЦРУ в то же самое время последовательно сеяли напряженность на Кавказе и спонсировали террористов, нападавших на Россию. Тем не менее, Пентагон вложил средства в несколько эпизодов, связанных с действиями военных во время эвакуации больницы и так далее. Армия США предоставила для съемок истребители, вертолеты, наземную технику и военнослужащих. Те же ЦРУ также не остались в стороне от поддержки и продвижения этой картины, стоившей в производстве 68 млн и заработавшей в прокате 194 млн долларов. За участие Пентагона режиссер согласился поправить сценарий, в частности, переписать сцену уничтожения авианосца ВМФ США.

Однако когда геополитические ветра подули в другую сторону, кинематограф снова начал снимать фильмы про «плохих русских». И вот, в 2022 году появляется блокбастер «Топ Ган: Маверик», предлагающий сценарий специальной операции, в ходе которой необходимо уничтожать российские ракеты земля-воздух, бомбить завод по обогащению урана и отбиваться от российских истребителей пятого поколения Су-57 в количестве целой эскадрильи (стоит отметить, что по данным журнала Military Watch в России на построено всего 22 таких самолёта, включая прототипы). Нет сомнений, на что именно намекают американские создатели этих произведений — они говорят о грядущем военном столкновении с русскими.

Пентагон неплохо вложился в фильм, стоивший 177 млн долларов и принесший продюсерам 1,5 миллиарда в мировом прокате. Для съемок из кабины использовались самолеты F/A-18E и F/A-18F. Также для фильма были выделены грузовые транспортные военные самолеты. ВМС США предоставили инструкторов и дали возможность три месяца тренироваться на полетах с перегрузками. Съемки велись на военно-морской авиабазе Фаллон на базе Уидби Айленд, на базе Норс Айленд, а также на авианосцах «Авраам Линкольн» и «Теодор Рузвельт». Чего не сделаешь, чтобы ударить по этим русским!

На фоне выхода сиквела «Топ Ган: Маверик», работа Филиппа Страуба, который курировал предыдущий фильм «Топ Ган» (1986), выглядят изящной и даже благородной. Хотя, если честно, и в первой части мы видели, как американские лётчики-истребители атакуют советских пилотов с красными звёздами на шлемах, которые всего лишь пытались обеспечить безопасность своих границ от разведывательного корабля ВМС США, вторгшегося в морское пространство СССР. Но фильм с Томом Крузом в главной роли, выпущенный в 2022 году, идёт куда дальше, и показывает зрителям, что бомбардировки российской территории, заводов и аэродромов могут быть допустимы.

Кадр из фильма «Топ Ган: Маверик» (2022).

Вообще, при помощи Пентагона в Голливуде активно пересматриваются границы допустимого как такового. Даже в самых простых фильмах, основанных на комиксах, поднимаются вопросы, касающиеся современности и будущего в глобальном мире. Вот, например, фильм «Первый мститель: Противостояние» (2016). Он поднимает сложные вопросы, в частности, о том, насколько допустимо регулировать действия сверхлюдей. Обладатель сверхспособностей, Капитан Америка, не собирается подчиняться международным правилам, потому что для него на первом месте — интересы США. В своей «праведной» ярости Стив Роджерс готов пойти войной на весь мир, даже устроив сражение между сверхлюдьми. За всеми бедами тех, кто выступает за интересы Америки и поддерживает международное право, стоит Гельмут Земо, возглавивший отряд Экзо-Скорпионз из неизвестной страны Заковия, где говорят и пишут на кириллице. Помогает Земо целый Зимний солдат, которого когда-то нашли советские военные, и сделали из него идеального убийцу. Получился очень философский фильм, который косвенно задаёт тон «повестке», где США стоят выше международного права, а противостоят им злые силы из русскоязычной провинции.

«Первый мститель» — не первый и не последний фильм о супергероях, который получил поддержку Пентагона. Почти все картины киновселенной Marvel поддержаны Министерством обороны США. То есть, военные повлияли на сценарии этих фильмов. Более того, Филипп Страуб лично курировал все этапы производства таких фильмов, как «Железный человек» (2008) и «Железный человек 2» (2010). Во время съемок «Железного человека» даже произошла серьёзная ссора Страуба с режиссёром Джоном Фавро.

Первоначальный сценарий фильма, написанный Марком Фергусом и Хоуком Остби для студии Marvel и Paramount Pictures для Джона Фавро показывает, что Тони Старк (Роберт Дауни-мл.) восстает против своего отца, крупного оружейного магната. В исходной версии Старка похищают во Вьетнаме местные и заставляют клепать оружие для вьетнамцев. Но антивоенный и вьетнамский колорит напрочь отсутствует в финальной версии сценария. Получив поддержку Пентагона, сценаристы обновили историю Старка, перенеся действия в современный Афганистан талибов, а сам Тони не поднимает мятеж против своего отца, а сам является крупнейшим оружейным магнатом. Интересный нюанс – когда Старка похитили, лидер афганских террористов показывает ему коллекцию своего оружия, а на вопрос, откуда он все это взял, террористический босс должен был отвечать «Картер, Рейган, Буш, Клинтон, Буш», подразумевая, что именно США поставляют оружие этим террористам (об этом позже рассказал Джон Фавро). Конечно же, этой фразы в фильме никто не услышит – Пентагон ее вырезал. В результате Тони Старк становится всего лишь еще одной ультимативной дубиной Минобороны США наравне с каким-нибудь F-22 Raptor или HIMARS.

Во всей вселенной Marvel источником мирового зла традиционно является именно Россия (комиксы создавались по большей части во время холодной войны, что неудивительно, и теперь приходятся очень «к месту»). И вот, в фильмах киновселенной Marvel мы видим, как гениальный, но зловещий инженер Антон Ванко и его не менее гениальный сын-физик Иван Ванко пытаются нанести удар по Соединённым Штатам и Железному человеку. А Железный человек, в свою очередь, олицетворяет научную мощь и военную силу Америки, нанося поражение коварным планам русских злодеев.

Вместе с тем, после «Мстителей» (2008), «Железного человека 3» (2013) и картины «Первый мститель: Другая война» (2014) Пентагон постепенно потерял интерес к сотрудничеству с Marvel. Кинокомпания нашла нового спонсора в лице НАСА. Поэтому фильм «Мстители: противостояние» (2016) снимался уже после ухода Пентагона и появления нового спонсора, что и повлияло на сложный философский сценарий фильма.

Вот некоторые цифры. Любимыми голливудскими компаниями Пентагона, по имевшимся на 2014 год данным, подтвержденными самим Министерством обороны, стали Warner Bros (помощь оказана при создании 38 фильмов), Paramount (34 фильма), 20th Century Fox (27 фильмов), MGM (26 фильмов), Columbia Pictures и Universal Pictures (по 19 фильмов) и Universal International (10 фильмов). Продукция этих голливудских студий вместе составляет 53,56% всех фильмов, поддержанных к 2014 году Министерством обороны США (173 из 323). Любимыми актёрами у военных оказались Джон Уэйн (12 фильмов), Артур Франц и Роберт Митчам (по 8 фильмов), Роберт Вагнер, Уильям Холден, Уорд Бонд и Ричард Джекель (по 7 фильмов), Шон Коннери и Харрисон Форд (по 5 фильмов), Брюс Уиллис (4 фильма) и Бен Аффлек (2 фильма).

В результате взлома серверов концерна «Sony» просочилась информация о том, как силовые ведомства США курировали франшизу о Джеймсе Бонде. Такие ленты как «Социальная сеть» (2010), «Цель номер один» (2012), «Штурм Белого дома» (2013), «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» (2011), «Солт» (2010) и многие другие также не обошлись при вычитке сценария без цензоров-помощников из Пентагона.

Заметно, что в последнее время Голливуд стал все меньше снимать фильмы о современных военных конфликтах с участием американцев и вообще фильмов о войне. В основном это либо поддержанная Пентагоном ревизия драматических моментов в прошедших конфликтах, либо переложение исторических событий через призму фантастики. Наиболее известные фильмы последних десятилетий, основанные на реальных событиях, — это «Падение чёрного ястреба» (2001), «Потерянный рейс» (2006), «Флаги наших отцов» (2006) и «Капитан Филлипс» (2013). После волны фильмов 80-х годов практически не снимают фильмы о Вьетнаме. После выхода «Прекрасной страны» в 2004 году ни одного фильма на широком экране о Вьетнаме американцы не выпускали (кхмеро-американская картина «Сначала они убили моего отца» (2017) с Анджелиной Джоли не показывалась в кинотеатрах). Современная война преподносится в виде специальных фильмов, снятых «по заказу», как оскароносный «Повелитель бури» (2008) Кэтрин Бигелоу, либо опять же, представлена в виде откровенной фантастики, которая изначально даёт понять зрителю, что у режиссёрской фантазии нет реальной основы.

Фантастика позволяет Пентагону предстать перед зрителем в виде истинного защитника. И вот, Минобороны поддерживает картину Universal Pictures «Морской бой». Вышедшая в 2012 году кинолента с огромным бюджетом в 209 млн долларов, собрала в прокате 303 млн, то есть, едва окупилась (кино считается прибыльным при двукратном превышении сборов над бюджетом). Но при поддержке работы Питера Берга, ВМС США было важно «убедиться, что фильмы, подобные «Морскому бою», точно отображают, кто мы и что мы делаем как ВМС», - пишет в сопроводительном документе к сценарию бывший начальник отдела информации ВМС Деннис Мойнихан. Он замечает, что фильм «будет нести наш бренд и представлять, кто мы есть, американскому народу... «Морской бой», безусловно, продолжит оставаться темой для разговора, которая доносит наш бренд до многих американцев, которые не знакомы со своим ВМС»[1]. О предполагаемом KPI от фильма в Пентагоне говорили, что это «провоенное кино привлечет значительную аудиторию в группе 18-39 лет» и «способствует расширению понимания и пропаганды целей армии, а также содействию изображению обученных и подготовленных к бою сил для удовлетворения потребностей нации»[2]. То есть, вопрос поддержки кино рассматривается одновременно как средство пропаганды и как продвижение бренда ВМС.

Питер Берг вскоре снимет еще одну картину в интересах Минобороны США. Это будет фильм «Уцелевший» (2013). Картина рассказывает историю неудачной охоты спецназа морских пехотинцев на афганского лидера Ахмад Шаха (которого в титрах зачем-то связывают с Усамой бен Ладеном и запрещенной в РФ «Аль-Кайедой»). Единственный оставшийся в живых пехотинец Маркус Латтрелл написал целую книгу, в которой пересказал свой опыт. Впрочем, фильм переврал чуть менее чем все. Если про Ахмад Шаха уже было сказано, то переврано оказалось также и то, что никакой битвы между пуштунами и войсками Ахмад Шаха не было. Ну и, конечно же, переврали и число афганцев, разгромивших отряд морских котиков. Понятно, что выйти с реальной оценкой произошедшего было бы глупо. Ведь, операция «Красные крылья» предполагала удар по Ахмад Шаху группы спецназа из 4 морпехов. Эта группа попала в засаду и была уничтожена – выжить удалось только Латтреллу, получившему ранения. Для спасения группы направили 6 вертолетов (два MH-47 Chinook, AH-64 Apach и два UH-60 Black Hawk). Силами моджахедов один Chinook был сбит. Итог операции «Красные крылья» - 19 погибших спецназовцев и десантников, один - Маркус Латтрелл получил ранения и остался в живых.

Для создания ленты Пентагон предоставил съемочной группе доступ к авиабазе Киртланд в Альбукерке, штат Нью-Мексико, технику и вооружение. Как и в случае с картиной «Падение «Черного ястреба», Министерство обороны поддержало этот фильм, чтобы превратить довольно сомнительную историю бездарного планирования, завершившуюся множеством смертей, в настоящий подвиг одного выжившего американца. Без приукрашивания и тут, конечно, не обошлось. Если в начальном отчете Латтрелла число моджахедов оценивалось в 20 человек (против 4 спецназовцев), то в книге их число выросло кратно – до 200. В фильме боевиков «немного» подсократили до 50 повстанцев. При этом в официальном отчете разведки говорится о 8 афганцах, которые и устроили засаду, и сбили вертолет. Понятно, что подобная история совсем не красит спецназ США, поэтому создание сказки о подвиге Латтрелла выглядит вполне объяснимо, так же как и участие в съемках Пентагона – Управлению по связям с индустрией развлечений было очень важно добиться полного контроля над сценарием. Ведь, «поддержка таких развлекательных художественных фильмов достигает гораздо большей аудитории, чем любая отдельная новостная статья в СМИ о реальных событиях. Зрители, которые пойдут смотреть фильм, добровольно посмотрят двухчасовой рекламный ролик об участии армейских спецподразделений в одной из наших многочисленных совместных миссий», - говорится в отчете управления по связям с индустрией развлечений в контексте данного фильма[3].

Еще один забавный случай произошел с фильмом «Тихоокеанский рубеж» (2013) Гильермо дель Торо. Помощь, которую запросили у Пентагона режиссеры, была совершенно смешной – речь шла всего лишь о записи звука взлетающего вертолета. Но, чтобы ее получить, режиссеру пришлось представить сценарий и согласиться на внесение в него изменений.

Серьезное вмешательство в рабочий процесс съемки потребовала и картина «Война миров» (2005). Боевик Стивена Спилберга потребовал съемок сражений с гигантскими треножниками, и военные предоставили как бронетехнику, так и солдат для исполнения роли статистов. В отчете Управления по связям с индустрией развлечений армии США говорится: «Съемки идут довольно хорошо; создатели фильма приняли все наши предложения, включая то, насколько «грязными в бою» будут выглядеть солдаты (не очень, как в Ираке)»[4]. Занятно, что несколько фильмов про Ирак, вышедшие в то же время, никакой поддержки Пентагона не получили, в отличие от «Войны миров». Сегодня мы знаем, что в сценарий вносились множественные изменения, чтобы показать солдат ВС США готовыми к бою с любым противником, благожелательно настроенными к гражданскому населению и способными на подвиг и самопожертвование. Причем, изначальная версия сценария, где американская армия терпит поражение, даже не вступая в бой, встретила жесткое противодействие со стороны Министерства обороны. Спилберг учел все замечания, и в результате фильм уложился в не самый значительный по тем временам бюджет в 132 млн, а в прокате принес 604 млн долларов.

Любовь Пентагона к жанру фантастики в последние годы совсем не удивляет – Минобороны поддерживает практически все супергеройские фильмы. Вот и вышедший в 2021 году «Отряд самоубийц» (сиквел фильма 2016 года) получил одобрение в Управлении по связям с индустрией развлечений. Картина DC и Warner Bros, провалившаяся в прокате, рассказывает о попытках нескольких супергероев свергнуть правительство в некоей латиноамериканской стране. Для съемок продюсеры затребовали у Пентагона самолет вертикального взлета CV-22 и массовку для сюжета с морским десантированием. Прекрасная логика – Минобороны США официально оказывает поддержку фильму, где американские граждане свергают неугодное правительство суверенной страны в Латинской Америке, потому что то, в свою очередь, убрало в отставку лояльного США диктатора. Раньше хоть как-то скрывалось то, что если во главе сидит «наш сукин сын», то ему все простительно. Теперь же и это не ретушируется!

Впрочем, надо отдать должное Пентагону. Управление по связям с индустрией развлечения выполняет свою работу качественно и последовательно. У представителей этого подразделения есть четкое представление, как вооруженные силы США должны выглядеть на экране. Они делают все для того, чтобы именно их взгляды превалировали в Голливуде. И их работа, что очевидно из всего вышесказанного, имеет хорошие показатели эффективности.

Продолжение следует.

 

[1] Mirrlees T. Transforming "Transformers" into Militainment: Interrogating the DoD-Hollywood Complex // The American Journal of Economics and Sociology. 2017. Vol. 76. No. 2. P. 424.

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Там же.


тэги
читайте также