Зачем режиссерам и продюсерам нужен Пентагон? Вот ведь тот же пример фильма Ридли Скотта – все в один голос уверяют, что первоначальная версия сценария была живее, актуальнее и свежее, а актерские роли прописаны куда четче и ярче, характернее?.
Некоторые продюсеры, такие, как, например, Кристофер Нолан, понимая, что военные могут испортить их идею, зачастую напрочь отказываются от работы с Министерством обороны. Так было с фильмом «Довод» (2020): Нолан обратился к Пентагону за поддержкой, но, когда те потребовали от него прав на внесение в сценарий правок, попросту отказался от контактов с военными, сколько бы те ни названивали на его телефон и не писали ему электронных писем. Нолан попросил предоставить ВВС США конвертоплан Osprey, способный отрываться от земли и взлетать как в режиме вертикального взлёта и посадки, так и укороченного взлёта и посадки, а также Boeing CH-47 Chinook — американский тяжёлый военно-транспортный вертолёт. ВВС США, как уже было сказано, потребовали переписать сценарий, на что получили жесткий отказ. При съемках «Интерстеллар» (2014) Нолан обращался к ВМФ с аналогичной просьбой, но тогда американские моряки также потребовали права вносить изменения в сценарий, на что известный режиссер пойти отказался, имея перед глазами опыт таких фильмов как «Трансформеры» (2007) Майкла Бэя и «Железный человек» (2008) Джона Фавро.
Центр политического анализа и социальных исследователей (АНО ЦПАСИ) продолжает публикацию курса лекций политолога, доцента Финансового университета при Правительстве РФ Павла Данилина «Голливуд и пропаганда. Как смотреть и понимать современное американское кино». Лекции подготовлены при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ).
И, если с мастодонтам вроде Нолана подобное поведение Пентагон еще спускал, то бывали ситуации, в которых Министерство обороны действовало напористо и жестко. Вот показательный пример: военные в 2019 году в буквальном смысле слова угробили сериал CBS «Кодекс». Сериал был посвящен работе юристов Корпуса морской пехоты и изначально он предполагался как независимый. Никакой поддержки Пентагона сценаристы не просили. Первые эпизоды сериала показали, что авторы намерены поднимать серьезные вопросы. Так, например, юристы в первых же сериях занимаются делом морпеха, ставшего впоследствии конгрессменом, которому предъявляют обвинение в убийстве иракского мирного населения, а также дело американского военного, напившегося за рулем и насмерть сбившего испанца. Еще один сюжет имеет дело с довольно жесткой «доктриной Фереса» - законом, запрещающим военным и их родным подавать в суд на армию США за инциденты, произошедшие с ними во время службы[1].
Министерство обороны активно поддерживает такие сериалы как «Морская полиция: Спецотдел» (2003 - …) и «Гавайи 5.0» (2010 – 2020), где все подобные нюансы жестко вырезаются из сериалов. По данным RussiaToday, Пентагон при цензурировании сериала «Морская полиция» яростно выразил «несогласие с последним сценарием серии, в котором команда бывших рейнджеров армии США изображена как «наемные убийцы». В обновлении, опубликованном несколько дней спустя, сообщается, что «кинорежиссеры в ответ заявили, что работают над удалением всех упоминаний о том, что убийцы были связаны с рейнджерами армии США»[2].
В «Кодексе» же, очевидно, возможности срезать острые углы не было. Прекрасно понимая это, сценаристы и продюсеры даже не стали обращаться в Пентагон. Но Marine Corps Entertainment (офис морской пехоты по связям с общественностью) настойчиво бомбардировал продюсеров предложениями о помощи при подготовке сериала. Несмотря на отказ, военные получили первые серии сериала еще до выхода их в эфир, и в жесткой форме потребовали существенно изменить сценарий, взяв на себя обязательство по помощи в переделке сериала. В результате «Телевидение CBS выразило желание исправить проблемы в будущих эпизодах, приняв помощь Министерства обороны. А через несколько месяцев «Кодекс» был снят с производства, отказавшись от единственного, что выделяло его на переполненном рынке детективных сериалов. По сути, Министерство обороны саботировало телешоу, потому что им не нравилась его политика»[3].
Как видим, не у всех хватает смелости сказать нет настойчивым военным. Если те приняли решение в отношении какого-то проекта, то отказать Пентагону могут позволить себе единицы. А большинство не просто не отказывает, а, наоборот, с радостью соглашается на сотрудничество. Тем более что подобное зачастую сказывается на их кошельках и наградах даже за сомнительные и скучные продукты. Было бы нелишним понять, в чем же заключается эта «пресловутая» помощь Пентагона? Мы много раз слышали, что военные предоставляют свои ресурсы для съемок. Но разве это так дорого стоит? Почему большинство голливудских деятелей буквально мечтает поработать с Министерством обороны?
Благодаря академическому расследованию специалиста по креативным индустриям Таннера Мирлиса из университета Онтарио, можно по пунктам проследить, в чем именно состоит помощь Пентагона.
Вот уже упомянутые выше «Трансформеры» — американский научно-фантастический боевик 2007 года режиссёра Майкла Бэя (он был создателем первых пяти фильмов о роботах и продюсером последнего фильма «Восхождение Звероботов» 2023 года). Бэй снимал фильмы о военных и постоянно работал с Пентагоном. Речь идет о таких фильмах, как «Скала» (1996), «Армагеддон» (1998), «Перл-Харбор» (2001). И всю серию «Трансформеров» Министерство обороны вело довольно плотно.
Со стороны Министерства обороны с Майклом Бэем работал Гарри Хамфрис, отставной морской котик, кавалер Серебряной звезды и научный консультант огромного количества фильмов, среди которых – как вышеупомянутые работы Майкла Бэя, так и другие голливудские блокбастеры - «Дежа вю» (2006), «Домино» (2005), «Плохие парни 2» (2003), «Падение «Черного ястреба»» (2001), «Враг государства» (1998), «Солдат Джейн» (1997), «Воздушная тюрьма» (1997) и др. Гарри Хамфрис стал военным консультантом фильмов «Трансформеры» (2007), «Трансформеры: Месть падших» (2009), «Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны» (2011) и«Трансформеры: Последний рыцарь» (2017).
«Главные актеры «Трансформеров» и «Месть падших» выразили свое восхищение участием в фильме Министерства обороны. «Я первый мужчина в своем поколении, который не служил в армии. Ближе всего к армии я был, снимаясь в этих фильмах. Видеть действия армии, насколько она эффективна, это заставляет вас чувствовать себя в полной безопасности, когда вы возвращаетесь домой», - подчеркнул главный герой Шайа Лабаф. «Мне понравилось ходить по съемочной площадке, и там было сто настоящих солдат. Это был просто в целом приятный опыт, и я испытываю огромное уважение к солдатам и нашим войскам», - сказала красавица актриса Меган Фокс. В свою очередь продюсер Йен Брайс даже и не стал скрывать: «Мы бы никогда не смогли снять этот фильм без готовности Министерства обороны принять этот проект. Несмотря на то, что это фантазия, они понимали, что наше изображение военных основано на реальности, и они хотели точно изобразить их персонал и технологии. Сотрудничество, которое мы получили, было выдающимся»»[4].
Действительно, разве можно было бы представить себе, что армия США останется в стороне, когда две группы огромных роботов начинают сражаться друг с другом, разрушая все вокруг? Бюджет фильма «Трансформеры» (вместе с продвижением) составил 200 млн долларов. Сборы же по всему миру дали команде создателей 710 млн долларов. И огромная заслуга как в том, что бюджет не вылез за пределы 200 млн, так и в том, что прибыль была столь огромной – как раз на Пентагоне.
«Снимая военные фильмы, студии снимают военные объекты, личный состав и технику. Студии могли бы строить имитационные базы на некоторых студийных съемочных площадках и нанимать актеров для исполнения ролей солдат. Но именно военная техника часто выходит за рамки бюджета. «Вы не можете пойти в TanksR'Us и арендовать танк или эсминец. Если вам это нужно в фильме, вам нужно обратиться к военным». Совокупный бюджет «Трансформеров» и «Месть падших» составляет 350 млн долларов, но F-22 Raptor и AC-130 Gunship, которые появляются в этих фильмах вместе, стоят около 403 млн долларов США. Таким образом, если бы студии купили это оборудование у Lockheed Martin, они бы немедленно вышли за рамки бюджета. В качестве альтернативы покупке оборудования Министерства обороны студии могли бы нанять специалистов по компьютерной графике для его имитации. Но они часто предпочитают реальные вещи»[5].
Филипп Страуб (главный по Голливуду в Пентагоне) подчеркивает в связи с распространенностью компьютерной графики, что она не сильно повлияла на востребованность услуг военных. «Мы, безусловно, не менее заняты, чем были до компьютерной графики, и мне кажется, что это не просто вопрос стоимости. Есть что-то неосязаемое, что они получают от окружения настоящих военных мужчин и женщин, оборудования и установок», - заявил он.
При помощи Министерства обороны студии получают доступ к кинематографической сокровищнице уникальных локаций, персонала и военного оборудования для съемок, и все это практически бесплатно. Даже когда студии платят за съемки, эта сумма — жалкие гроши по сравнению с тем, что они потратили бы без помощи Минобороны. При этом важно понимать, что студии не платят гонорары за съемку на базах или объектах Пентагона. Они не платят зарплату действующим сотрудникам Минобороны, которые появляются в их фильмах. Когда студии платят сотрудникам, не находящимся на службе, за то, чтобы те отыгрывали сцены перед камерой, они все равно сокращают расходы, избегая «минимальных ежедневных ставок Гильдии киноактеров (SAG) для актеров, состоящих в профсоюзе» и долгосрочных остаточных выплат после выхода фильма. Когда студии получают «зеленый свет» от Пентагона за съемку оборудования во время учений, им также не нужно платить за это. В «Трансформерах» и «Мести падших», например, кадры маневров F-16, F-22 и M1 были оформлены Министерством обороны как учения. Они удобно «совпадали» с графиком производства и были сняты операторами Майкла Бэя с минимальными затратами для студий[6].
Вместе с тем, когда возникает необходимость организации отдельных съемок в рамках сценария, Министерство обороны берет за это небольшую плату. Так, например, представители Пентагона уточняют, что специальные съемки с самолетов оплачиваются по часам, и у каждой из них разная цена: «У нас есть F-22, которые стоят около 25 000 долларов в час, и T-38, которые стоят около 3 500 долларов»[7]. Помимо этого студии оплачивают расход боеприпасов при организации съемок.
Таким образом, экономия при съемках батальных сцен – огромная. Но и это еще не все. Заработок режиссер или продюсера (в зависимости от условий) непосредственно зависит от прибыли, которую получает фильм. Еще на этапе съемок «Перл Харбора» (бюджет 140 млн, сборы 450 млн), Майкл Бэй понял, как хорошо иметь Министерство обороны в друзьях. Ведь, это не просто выгодно, это очень выгодно! Ведь Бэй лично имеет около трети с прибыли после возмещения студией затрат на производство и рекламу. Чем ниже расходы на создание фильма, тем больше прибыль конкретного продюсера. Так, за «Трансформеров» Майкл Бэй получил около 80 млн долларов себе в карман. Примерно такой же доход ждал его и за «Месть падших» (бюджет 210 млн и сборы 836 млн долларов). «Трансформеры 3» при бюджете в 195 млн принесли сборы в размере 1 млрд 123 млн долларов, что означало доходы лично для Майкла Бэя сильно выше 100 млн долларов. Следующая серия «Трансформеры: Эпоха истребления» при затратах в 210 млн дала 1 млрд 104 млн долларов прибыли, что опять же показало отличный доход для Майкла Бэя. Но вот уже фильм 2017 года «Трансформеры: Последний рыцарь» при бюджете в 260 млн дали всего 605 млн долларов прибыли. Интерес к проекту пошел на спад, и Майкл Бэй также, получив минимальную прибыль (скорее, в районе 50 млн долларов) также решил больше всерьез не участвовать в проекте.
То есть, везде плюсы – и кино выглядит существенно красочнее и достовернее, и экономия средств огромная. И это ведь, только сегодня, когда есть альтернатива – компьютерная графика. Что же было тогда, компьютерных спецэффектов еще не было в доступе? Тогда любому, кто собирался снимать фильм о войне, альтернативы сотрудничеству с Министерством обороны практически и не было. Впрочем, обо всем об этом следует поговорить отдельно и куда подробнее уже на конкретных примерах из истории взаимоотношения Голливуда и Пентагона.
Продолжение следует.
[1] В США очень активно обсуждается положение этого закона. В феврале 2025 года, когда Верховный суд США отклонил дело, оспаривающее «доктрину Фереса», судья Верховного суда США Кларенс Томас выступил с «особым мнением», назвав принятую 75 лет назад доктрину «незащищаемой в правовом смысле и политически бессмысленной», а так же нарушающей права граждан. См. Reevaluating the Feres Doctrine: Justice Thomas’s Call for Change. Law Offices of David P. Sheldon, PLCC. 25.02.2025. URL: https://www.militarydefense.com/reevaluating-the-feres-doctrine-justice-thomass-call-for-change/
[2] Pentagon documents reveal how the DOD bullies movie and TV producers into forcing them to accept their ‘assistance’. RT, 5.08.2021. URL: https://www.rt.com/op-ed/531237-pentagon-hollywood-bullies-movies/
[3] Там же.
[4] Mirrlees T. Transforming "Transformers" into Militainment: Interrogating the DoD-Hollywood Complex // The American Journal of Economics and Sociology. 2017. Vol. 76. No. 2. P. 424.
[5] Там же. P. 425.
[6] Там же. P. 426
[7] Там же.