20 февраля, четверг

Голливуд и пропаганда. Лекция 1. Маккартизм – что это было?

17 февраля 2025 / 14:00
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве РФ

Для реализации поставленных Вашингтоном амбициозных задач нужны были исполнители. Творцы, создающие реальность и творцы, преподносящие образ реальности. То есть, писатели, журналисты, и, конечно же, киношники - Голливуд..

Но в том, что касается работы с творческой интеллигенцией, наблюдалась серьезная проблема – после совместной борьбы с Гитлером в США сформировалось значимое и влиятельное «просоветское лобби» в среде творческих личностей. И с ними необходимо было «разобраться», чтобы по пути в светлое будущее те не вставляли палки в колеса. Так в Штатах началась «охота на ведьм», известная сегодня как «маккартизм».

Центр политического анализа и социальных исследователей (АНО ЦПАСИ) начинает публикацию курса лекций политолога, доцента Финансового университета при Правительстве РФ Павла Данилина «Голливуд и пропаганда. Как смотреть и понимать современное американское кино». Лекции подготовлены при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ).

Свое название это явление получило по фамилии сенатора от Висконсина Джозефа Маккарти. Строго говоря, это очередная попытка заретушировать реальность. Маккарти – фанатик и антисемит, сводивший счеты со своими политическими противниками, стал лишь символом эпохи. Но он не был ни инициатором «охоты на ведьм», ни главным мотором гонений на несогласных. Тем не менее, явление это имеет свое название, и нет необходимости как-то его менять. «Маккартизм» во многом напоминал два года, предшествующих так называемому большому террору в СССР (1935-1936 гг), правда, без самого «большого террора».

Считается, что началось все 9 февраля 1950 года с выступления сенатора Джозефа Маккарти в колонном зале McLure Hotel, город Уилинг, штат Западная Вирджиния. Там он произнес свою самую знаменитую речь под названием «Враги изнутри» (Enemies from Within), переполненную ненавистью к евреям и неприязнью к сотрудникам Госдепартамента США. Остальное было не столь важным. Однако как точно он попал в нерв того времени, как четко задел все струны, которые оказались к тому времени натянуты…

Конечно, вся речь Маккарти выдержана была в духе ценностей и борьбы за них. Саму речь, кстати, сегодня непросто найти в полном виде. У нас тоже с ней почти не знакомы даже специалисты. Тем не менее, мы приведем выдержки из нее, поскольку к нашему вопросу – как и почему удалось поставить в стойло Голливуд, а также – к использованию Голливуда против Советов она – речь Маккарти – имеет непосредственное отношение.

Начинается вступление с эсхатологической темы столкновения добра (Америки) со злом (Россией): «Сегодня мы почти физически можем слышать грохот воодушевленного бога войны. Его можно увидеть, почувствовать и услышать на всем пути от холмов Индокитая, от берегов Формозы (ныне Тайвань – прим. наше) до самого сердца Европы». Апокалиптика в словах Маккарти доведена до предела: «Сегодня мы участвуем в последней, тотальной битве между коммунистическим атеизмом и христианством». Сенатор США, так же как и Черчилль, противопоставляет коммунистов-атеистов и весь остальной христианский мир: «Коммунистический мир сказал: «Время пришло» — настало время для решающего столкновения между демократическим христианским миром и коммунистическим атеистическим миром».

Требуя от США консолидации перед лицом врага, Маккарти заявляет: «Мы могли бы иметь честь быть маяком в пустыне разрушения, сияющим, живым доказательством того, что цивилизация еще не готова уничтожить себя». И тут же переходит к главному тезису своего выступления – провалам в кадровой политике на внешнеполитическом треке: «Государственный департамент, который является одним из важнейших правительственных ведомств, насквозь пропитан коммунистами. У меня в руках список из 205 человек[1]... список имен, которые были доведены до сведения государственного секретаря как члены Коммунистической партии, и которые, тем не менее, продолжают работать и формировать политику в Государственном департаменте...». Собственно, в этой фразе и заключался главный смысл всех словоблудий Маккарти. Занятно наблюдать за тем, как идеалистические построения подводятся под реализацию сугубо практической задачи – сноса с поста Дина Ачесона (неудачно).

Маккарти, обращаясь к слушателям, заявил, что толерантность к коммунистам – суть «результат эмоционального похмелья и временного морального упадка, который следует за каждой войной. Это апатия ко злу, которую испытывают люди, подвергшиеся чудовищным бедствиям войны». Предатели и оппортунисты, по мнению Маккарти, зажгли «искру, которая привела к моральному восстанию, и оно прекратится только тогда, когда вся эта жалкая кучка лживых извращенных интеллектуалов будет выметена из государственного аппарата, чтобы мы могли стать свидетелями возрождения честности и порядочности во власти». Призывы Маккарти и его бешенство в связи с приходом коммунистов ко власти в Китае, вызвали массовую поддержку в консервативных кругах американского общества. В течение пяти лет, с 1950 по 1954 гг маккартизм был официальной идеологией и даже своего рода гражданской религией в США.

Но все же, справедливости ради стоит сказать, что «охота на ведьм» началась куда раньше. Сразу после того, как в США приняли решение выстраивать политику конфронтации с СССР, власти в Вашингтоне озаботились очисткой государственного аппарата, научных институтов и индустрии развлечений (три кита американского общества) от лояльных и поддерживающих Советы чиновников, деятелей науки и искусства.

Еще в марте 1947 года президент США Гарри Трумэн подписал указ № 9835, в соответствии с которым, все служащие государственных структур должны были проходить «проверку на лояльность». Причины появления этого указа довольно банальны – на выборах в Конгресс в 1946 году республиканцы при поддержке католиков и ФБР сделали ставку на внешнеполитические угрозы США – в частности на «красную угрозу» (Second Red Scare). Победив на выборах, они взяли под контроль комитет Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности (House Un-American Activities Committee - HUAC), и в буквальном смысле слова заставили демократа Трумена выпустить соответствующий указ. Проверке были подвергнуты 4 миллиона госслужащих и 380 из них были уволены. Еще 5000 человек уволились по собственному желанию. Причины увольнения группы из 380 чиновников – саботаж, шпионаж, пропаганда, подстрекательство к мятежу, измене, раскрытие конфиденциальной информации, членство в тоталитарных, фашистских, коммунистических или подпольных организациях. При этом, ни одного дела по шпионажу или измене в отношении них так и не было возбуждено.

Вскоре прокурором США был опубликован Список нежелательных подрывных организаций (Attorney General's List of Subversive Organizations – AGLOSO). В него вошли многочисленные некоммерческие структуры, поддерживавшие отношения с Советским Союзом, в том числе и организации работников интеллектуального труда. Было там и объединение «Сценаристы Голливуда в интересах обороны» (Hollywood Writers Mobilization - HWM). Именно в этой организации состояли лучшие сценаристы страны, которые на протяжении всей Второй Мировой войны работали в интересах Пентагона. Сама организация «Сценаристы Голливуда» возникла через неделю после бомбардировки Перл-Харбора. Основанная Фрэнсисом Фараго и Полин Лаубер Финн, она была призвана работать как пул писателей и сценаристов для Голливудского комитета победы и правительства США. HWM тесно сотрудничала с Управлением военной информации (United States Office of War Information - OWI) и Управлением по чрезвычайным ситуациям (United States Office of Environmental Management - OEM).

Репрессии обрушились на Голливуд внезапно и самым жестоким образом. Маккарти, в то время только-только ставший сенатором, тут был совершенно ни при чем. В своей борьбе он атаковал конкретных чиновников, Госдеп, радио «Голос Америки», Пентагон, ЦРУ… Но чего Маккарти не делал – так это того, о чем чаще всего говорят, вспоминая термин «маккартизм» - он не преследовал Голливуд, режиссеров, сценаристов и актеров. Из встреч Маккарти с миром прекрасного следует вспомнить только допрос убежденного коммуниста художника-карикатуриста Уильяма Группера и социалиста художника Рокуэлла Кента. Оба, кстати, отказались свидетельствовать против себя и оба не понесли никакого наказания.

Получается, что в борьбе Маккарти с внутренним врагом больше страдали не интеллигенция, а сами же государственные органы. На закате маккартизма, когда по всей Америке поднималось недовольство деятельностью сенатора, ставшего ширмой для операций ФБР и прокуратуры, Джозеф Маккарти решил подвергнуть проверкам Пентагон и ЦРУ. Если разведчики решили вопрос с Маккарти довольно тонко и даже дружелюбно – получив некий компромат на сенатора и передав тому какую-то информацию в обмен на то, что тот перестает интересоваться активностью внешней разведки, Пентагон включил все ресурсы и буквально растоптал Маккарти. По телевидению было показано, как Маккарти допрашивает настоящих героев войны, Маккарти обвиняли в нарушениях прав и свобод. В итоге сенаторы собрали целую комиссию для расследования обвинений, выдвинутых против Маккарти.

Сенатор Джозеф Маккарти и прокурор Рой Кон, Getty Images

Сенатор Джозеф Макарти и прокурор Рой Кон (слева), Getty Images

Комиссия работала полтора месяца и решила вынести на голосование Сената «порицание» Маккарти за то, что тот во-первых, «не сотрудничал с подкомитетом по правилам и администрированию» и «неоднократно оскорблял членов, которые пытались выполнять возложенные на них обязанности...»; во-вторых, в том, что Маккарти обвинил «трех членов сената в преднамеренном обмане и мошенничестве… и в том, что специальная сессия Сената… была партией линчевания», и охарактеризовал комитет «как «невольную служанку», «невольного агента» и «фактических адвокатов» Коммунистической партии»; в третьих, в том, что он «действовал вопреки сенаторской этике и имел намерением опозорить и подорвать репутацию Сената, воспрепятствовать законодательной деятельности Сената и нанести ущерб его достоинству». 2 декабря 1954 года Сенат проголосовал за «осуждение» Маккарти по всем пунктам 67 голосами против 22. Правда, в названии резолюции слово «осуждение» и «порицание» исчезли. Поэтому, можно сказать, что Маккарти легко отделался. Он отправлял полномочия сенатора вплоть до самой своей смерти в 1957 году от алкоголизма и непрерывного употребления морфия.

Тем не менее, когда говорят о преследованиях деятелей культуры и науки, вспоминают именно о печально известном Маккарти. А ведь, инициаторами и проводниками репрессий в США были бессменный глава ФБР Джон Эдгар Гувер и генеральный прокурор США Том Кларк. Именно Кларк в 1946 году дал поручение Гуверу составить список американцев, которых нужно будет репрессировать в случае начала военного конфликта с СССР или внутренних беспорядков. На партийном уровне поддержку «охоте на ведьм» оказывал уже упоминавшийся Комитет Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности (HUAC), а также Постоянный подкомитет Сената по расследованиям (The Permanent Subcommittee on Investigations - PSI) и с 1951 года - Подкомитет по внутренней безопасности Сената (Senate Internal Security Subcommittee - SISS). Всего с 1946 по 1954 гг этими структурами было проведено более сотни расследований.

ФБР в этой борьбе с инакомыслием проявило себя во всей красе – перлюстрация писем, взлом офисов и незаконная выемка документов, прослушивание политических оппонентов и простых юристов, защищавших клиентов в делах об обвинениях в нелояльности. Тогда же была разработана и программа COINTELPRO (сокращенное от Counter Intelligence Program) – незаконные операции ФБР, из-за которых эта организация стала знаменита в 50-х и 60-х годах. COINTELPRO – как раз родом из времен маккартизма, хотя сам термин появится лишь в 1956 году. Подбрасывание поддельных документов, фабрикация доказательств, распространение слухов, утечка информации в прессу и так далее – все это использовалось против деятелей, попавших под колпак ФБР.

 

[1] Через несколько дней в речи, произнесенной Маккарти в Солт-Лейк-Сити, количество фамилий уменьшилось до 57, потом – выросло до 81…


тэги