Культурная экспансия России невозможна без минимальной культурной планки.
"В Средние века говорили о духе как об антиподе и враге материи. Тогда духовное возрастало, одолевая материальное: в жизни видели войну души против тела, а тактику этой войны называли аскетизмом. Возрождение по-иному чувствует загадку существования. Оно решительно отвергает пессимистический дуализм. Мир для него един и не сводится ни к грубой материи, ни к воображаемой (Sic!) духовности. То, что в Возрождении будут именовать материей, способно наполняться ритмической дрожью — она-то и называется духом. Самопроизвольно, хотя и под действием вина, побуждаются мышцы к танцу, гортань — к песне, сердце — к любви, губы — к улыбке, мозг к идее," – пишет Хосе Ортега-и-Гассет в небольшом эссе "Три картины о вине".
Именно эти важные качества, относимые Ортегой к культурному влиянию Возрождения у нас как будто не состоялись, не проникли в язык и словарь внутренней политики. В результате через несколько лет после появления в президентском послании "духовных скреп" - мы имеем сомнительный конфликт Новой газеты и Чеченской администрации на тему "можно ли убивать геев без суда?", расколотый на тему передачи церкви Исаакиевского собора Санкт-Петербург, "дизайн петрушек" и колонны "бесноватых заполошных чернецов" - как клеймо обязательных участников про правительственных митингов. Ассоциация власти с не производящей, тормозящей, отбрасывающей страну на периферию мира архаикой все больше - и простейшие методы ее парирования через масс программы образования основам культуры-просвещения, истории западной и мировой культуры - пока не востребованы.
Дискуссия об этом должна вестись не менее активно, чем о выборе вектора экономической политики и программы Кудрина VS Титова/Белоусова. Если мы уберем архаику из масс-медиа, не говоря уже о сохранении единства и последующей либерализации правового поля (смягчении и технологической модернизации УК), будем развивать силами Минобра и НКО массовую культурную пропаганду - то шансы реализовать ускоряющую экономическую политику вырастут в разы. Потому что немотивированным предпринимателям, наемным работникам и чиновникам-регуляторам не приятно работать в стране с предсказуемо деградирующим культурным фоном. И они не будут работать на нее, не будут осознавать себя общностью, а просто будут выживать во "внутренних эмиграциях" - а "выживальщики" не побеждают, не экспортируют безопасность, не производят продукты и услуги нужные человечеству. Они медленно освобождают место для новых победителей.
Отдельно про отношение культурного дрифта и любимой мной, и коллегами по группе safenet НТИ, теме "экспорта услуг безопасности". В условиях прогноза на рост дестабилизации в мире, распада глобальных рынков на региональные барьерные протекционистские клубы, роста спроса на дублирование международных инфраструктурных систем: транспорта, хранения данных, и других - неизбежно потребует копирования и хранения массив культурных объектов и данных о них, некая "ковчегизации" среди хаоса обваливающейся из-за быстроты изменений мир-системы. Более того, в условиях нестабильности трансляция национального взгляда на мировое культурное наследие само по себе становится важным и монетизируемым ресурсом. Центры русской культуры - на мой взгляд не менее значимые, чем центры поддержки экспорта которыми сейчас все озабочены, смогут не только транслировать наружу представление о русском культурном богатстве (нам безусловно есть что показать), но смогут преломить через наших выдающихся культурологов отношение к развитию культуры мировой. Этот электронный язык культурного хранения, язык "неуничтожимого мирового музея" - это товар XXI века. Мы уже начали слегка пробовать это в Пальмире, дальше будет неизмеримо больший эффект. Кроме того, что такие русские центры будут магнитить актуальное современное искусство, в случае если текущие центры его генерации и стоимостной оценки окажутся в опасности.
Сейчас у нас нет ни этих центров за границей, ни массовых курсов внутри страны, ни "ковчегов" для спасения чужих культурных ценностей, ни нового поколения культурологов - зато есть средневековые дискуссии в прессе, чередуемые вульгарными телешоу и сериалами про бандитов - те традиционным "обезболивающим" для экономических проблем. Но передозировка этого медийного "физраствора" приведет к анемии социального организма и опасности того, что сложное общество Российской Федерации нельзя будет перезапустить новым маховиком реформ (не важно чьих, Кудрина или Титова/Белоусова) по крайней мере, оно не сможет жить в изменяющемся мире целиком. Последствия этого драматичны и очевидны. Уверен, в программе кандидатов в Президенты 2018, и тем более у наиболее ожидаемого кандидата - найдется место позитивному плану решения этой проблемы.