15 июля, среда

Электоральный супермаркет

30 июня 2020 / 12:26
политолог, генеральный директор Центра политического анализа

Идея провести голосование по поправкам в Конституцию в течение нескольких дней, а не единым днем, как предполагалось в апреле, принималась не от хорошей жизни.

Задача состояла в том, чтобы максимально рассредоточить желающих воспользоваться пассивным избирательным правом граждан по дням недели во избежание толп и неизбежного нарушения социальной дистанции. Да, эпидемия covid-19 отступает, но еще до конца не побеждена. А голосующие должны быть уверены в своей безопасности – и это самое главное.

Многодневное голосование позволяет кратно снизить эпидемиологическую нагрузку. Принцип ответственности за сохранность жизни и здоровья граждан, в конце концов, зафиксирован и в новом, и в старом тексте Конституции. И он является безусловным приоритетом по отношению к потребностям и усталости наблюдателей и организаторов выборов.

Формат, конечно, получился и впрямь необычный, но и обстоятельства проведения волеизъявления экстраординарны. Однако на сегодня, по прошествии уже нескольких дней с начала голосования, стало ясно – то, что принималось как вынужденная мера, в действительности является тем, что в зарубежном менеджменте называют good practice. Хорошая находка – с распределенным голосованием - может быть не разовой акцией, а масштабируемой практикой. И помимо вопросов безопасности, есть ряд вещей, которые делают подобную практику хорошей.

Во-первых, это просто удобно. Гражданин, а не начальник, выбирает на неделе удобный день и время для посещения участка. Для многих людей, в особенности дачников или семейных, поход на участок в выходной представляется неудобным, нарушая цикл повседневной жизни.

Во-вторых, это справедливо. Распределение голосования на несколько дней позволяет повысить явку, то есть учесть голоса тех, кто по каким-то причинам не попадал на участок в единый день голосования. Результаты такого голосования очевидно более репрезентативны.

В-третьих, это, наконец, современно. Традиционное общество, как и его наследник – общество индустриальное, с четким календарем гарантированных выходных и праздников и традицией их проводить уходит в прошлое. Плавающий график, удаленная работа, появление целого класса наемных рабочих с ненормированным рабочим днем, так называемого прекариата, новые рекреационные практики, подразумевающие интенсивное использование выходных ради поездок за город или за границу – все это размывает условия для электоральной мобилизации в определенный календарный день.

В конце концов, выборы не для начальства, не для партий и кандидатов, и даже не для наблюдателей. Выборы – для граждан. Именно из удобства граждан необходимо назначать календарное окно для выборов и, допустим, Единой недели голосований.

Кстати, практика распределенного на несколько дней голосования отнюдь не отечественное политическое ноу-хау. Распределение голосования на выборах разного уровня на два выходных и более дней (так называемое многодневное голосование или Multi-Day Voting) достаточно распространенная практика в том числе в странах Европы. В США, в особенности после победы Трампа, в СМИ демократов обсуждалось введение так называемого Электорального фестиваля, длящегося неделю, вместо единого дня голосования. Сторонники такой меры полагают, что явка на такие выборы была бы гораздо выше. Так выглядит политологический аргумент в пользу многодневного голосования как инструмента недопуска во власть популистов.

Кстати, в Индии, которую порой ставят нам в пример успешного «демократического транзита», парламентские выборы длятся месяц. И ничего, людям нравится.

Разумеется, многодневное голосование требует определенных издержек. К примеру, вырастает объем требований по защите голоса и безопасности участка – одно дело охранять его сутки, другое – неделю. Наконец, уже звучат жалобы, что несколько дней — это утомительно и для наблюдателей, и для членов избирательных комиссий. И, от себя добавим, - социологам на экзит-поллах, комментаторам-политологам, политическим журналистам, да и всем, кто связан с организацией выборов. Но удобства избирателя и реальная модернизация процедуры голосования того стоят. Что же до жалоб наблюдателей, то если гражданского запала хватает только на сутки — то что же это за «гражданин наблюдатель»?

Это вообще должен быть базовый, магистральный принцип: голосование проводится для избирателей, а потому необходимо обеспечить именно для них безопасность, комфорт и удобство. То есть, голосование — это клиентоориентированный сервис.

Если ты в Москве или Нижнем Новгороде, то можешь отдать голос через интернет так же легко, как оплачиваешь услуги ЖКХ или заказываешь доставку еды. В остальных регионах можно вызвать комиссию на дом. И это тоже нормально — никого же не удивляет в конце концов доставка пиццы на дом? Можно проголосовать у себя во дворе. А можно прийти в удобный день и час на протяжении недели в «электоральный супермаркет», то есть, пардон, на избирательный участок. Сфера услуг до всех этих новаций додумалась еще лет пятнадцать назад и успешно их использует. И очень радует, что ЦИК под руководством Эллы Памфиловой прилагает все усилия, чтобы сделать выборы для гражданина такими же простыми и удобными как заказ пиццы.

Голосование по поправкам в Конституцию в этом плане — шаг в будущее. Ведь чем больше способов осуществить свои права или получить услугу, тем лучше.

Резюмируя, в совокупности с новыми методами голосования, прежде всего электронного удаленного, многодневное голосование сделает выборы процедурой простой и приятной для тех, кого выборы касаются больше всех, а именно, - граждан нашей страны.

Источник: "Известия"


тэги
читайте также