20 лет назад, 24 июня 1994 года на острове Корфу было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Российской Федерации и Европейского Союза.
Приближается памятная дата. 20 лет назад, 24 июня 1994 года на острове Корфу было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Российской Федерации и Европейского Союза. Соглашение на самом деле типовое, так как одинаковые по содержанию соглашения были заключены с 10 республиками бывшего СССР.
В первую очередь соглашение подчеркивало, что Россия больше не является страной с государственной торговлей, что это страна с переходной экономикой, стоящая на пути к созданию рынка.
Авторы текста соглашения несколько заблуждались, как показывают сегодняшние реалии и заявления чиновников Евросоюза.
В июне 2008 года, через два года после окончания действия рассчитанного на десять лет Соглашения, которое правда автоматически пролонгируется каждый год, Россия и ЕС начали переговоры о новом аналогичном документе. Пока переговоры идут медленно и обнаружили расхождения по многим вопросам двухсторонней торговли.
Евросоюз на самом деле не очень хорошо представляет, как работать с Россией. Зона свободной торговли, прописанная в Соглашении 1994 года, так и не сложилась. А «Политика соседства» запланированная для реализации в 2003 году, так же осталась лишь на бумаге.
Если в 1999 году у России и ЕС была совместная стратегическая программа сотрудничества, документально зафиксированная обеими сторонами, то сейчас такой программы у нашей страны и европейских партнеров нет. Да и программа, принятая 27-ю странами ЕС и касавшаяся действий в отношении России на 2007−2014 годы, подошла к концу.
Несмотря на высокий объем торговых отношений ЕС и России, все же надо понимать, что у нас нет глубокой взаимной интеграции.
Мы поставляем в Европу сырье, а взамен получаем готовую продукцию, ширпотреб и оборудование. Кооперация производства или обмен товарами внутри отраслей отсутствует. Кроме того, европейские политики чувствуют себя не комфортно, попадая в энергетическую зависимость от России, с одной стороны, и в политическую зависимость от США, с другой. На двух стульях сидеть неудобно, да и опасно.
Политические процессы в Европе так же препятствуют развитию интеграции с Россией. Европейские избиратели убеждены в том, что Россия, Украина и Турция — это не Европа. Да и среди членов Евросоюза есть большое количество стран, которые «нелюбимы» общественным мнением. Например, Чехия — это, конечно же, Европа. А вот Румыния и Польша — как бы и не совсем.
ЕС активно развивает торговые и инвестиционные отношения со многими странами Африки, Азии и Южной Америки. Но Россия, Китай, Беларусь, Центральная Азия и Ближний Восток остаются на обочине этих отношений. Ибо не все так просто.
Теперь же, после возвращения в состав России Крыма и Севастополя, прогноз двухсторонних экономических отношений и подписания нового Соглашения крайне неблагоприятный.
По крайней мере, пока действуют санкции, к обсуждению Соглашения не вернутся.
Посмотрим. Во многом политика Евросоюза в отношениях с Россией зависит от развития экономических отношений Европы с США и Японией. Если давление США усилится, а экономические связи не начнут приносить европейцам некоторые блага, способные компенсировать санкции и ухудшение отношений с Россией, то позиция Германии и Франции может кардинально измениться. Тут главное не заиграться так, что бы ЕС и Россия не понесли невосполнимые экономические потери. Тем более, впереди очередной виток всемирного экономического и политического кризиса.
В любом случае сегодня мы понимаем, что так же как Украина совсем не Россия, так и Россия совсем не Европа. У нас разные дороги в этой жизни.