Главным событием предвыборной президентской кампании 2016 года в США можно смело назвать появление и почти что триумфальное шествие скандальной и колоритной фигуры миллиардера Дональда Трампа.
Фигура наиболее из всех кандидатов в президенты США подверженная всевозможным символическим и смысловым аберрациям. Все-таки США в плане эстетической политики и политического брендинга и маркетинга по-прежнему опережают весь остальной мир.
Интересен во всей этой истории, конечно, не сам Трамп, а его медийный образ. Трамп — собирательный образ «старой доброй» Америки, который в современной эстетической политике США оказался выведен из политического обращения, но не потерял пока своей ликвидности. Это последний выдох консервативной, открыто империалистической, но понятной Америки. Так Трамп видится по крайней мере из-за океана, неважно даже если подобное видение является плодом политического воображения и попыткой выдать желаемое за действительное.
Консервативный политический бренд в эпоху интернета уже не может ни быть отъявленным скандалистом, это то место, которое определяют ему новые медиа. Подобно Ричарду Никсону, который несмотря на весь свой антикоммунизм не смог вписаться в телереальность 1960 и 70-х, Трамп выглядит чужим в новом цифровом мире победившего постмодерна. Как Никсон проиграл Джону Кеннеди, так и Трамп исторически проигрывает Хиллари Клинтон. Но как Кеннеди, выиграв у Никсона, фактически проиграл Никите Хрущеву, так и Барак Обама и Клинтон проигрывают старомодному Путину.
Трамп — это Никсон, достигший той степени богатства и эмансипации, когда не стесняясь потерять респектабельность, уже можно плюнуть в прямом эфире в условного Кеннеди. Сделай такой эстетически непозволительный для консерваторов старой школы жест реальный Никсон и история США могла бы быть другой. Речь впрочем идет об эстетической репрезентации политики (Трамп просто «обязан» появиться в мультсериале «Футурама» вместе с частенько появляющемся в нем Никсоном), а не о реальной политике американских элит.
Трамп представляет все тот же психологически более близкого массам архетип миллиардера с повадками простого парня: показная роскошь, вызывающая некультурность, нетолерантность и т.д., все время сходят Трампу с рук и являются его главным козырем. Дьявол давно уже носит не «Prada», а костюм времен холодной войны или засаленную клетчатую рубашку.
Трамп не политическая фигура в том смысле, в котором существуют Клинтоны и Буши, хотя и представляет все тот же «класс» западного сверхобщества. Трамп решает в первую очередь собственные бизнес задачи, о чем практически не говорится: быть кандидатом в президенты США для бизнеса престижно и полезно, так как означает, что за таким бизнесменом стоят деньги, определенная внутрипартийная поддержка, некоторый процент электората. Трамп не является антисистемным кандидатом и не стоит надеяться на его симпатии к России и ее лидерам. Наивно ожидать от политиков США особых отношений, но, по крайней мере, Дональд Трамп поддается идентификации в пусть и устарелых, но понятных образах.