В Палате представителей Конгресса США приняли резолюцию о начале победоносного наступления на европейском направлении.
В Палате представителей Конгресса США приняли резолюцию о начале победоносного наступления на европейском направлении. России, по мнению ряда обозревателей, нанесен удар, от которого она не скоро оправится, а у США появился новый стратегический союзник в лице Украины, готовый участвовать в любом формате сдерживания России. Некоторым даже кажется забавным, что с помощью такого «пустячка», как ситуация в Крыму и на Украине, США получили такие блестящие геополитические преимущества, сводящие на нет все, что России удалось отыграть на мировой арене за последние пятнадцать лет, и перейти к планомерному политическому и экономическому удушению России силами альянса большинства ведущих мировых держав.
Украинские политики, выросшие на майдане или в недрах львовских или киевских интеллектуальных пещер, также плохо скрывают радость.
Наконец представилась возможность хотя бы частично сплотить разношерстное украинское общество для отражения «российской экспансии», разделаться в общественном мнении с русофилами, начать люстрацию и «охоту на ведьм». Делаются попытки за все прошлые беды Украины, за бездарность ее руководства, за проблемы в ее экономике сделать в народном сознании ответственной Россию. Появились новые основания просить помощи в больших объемах на Западе, вступить в НАТО, наконец. Да так все идеологически обставить, что любой сторонник дружбы с Россией, защитник русского языка или русской культуры должен рассматриваться как потенциальный предатель украинского народа. Глядишь, так и родится «новая украинская национальная общность» на волне русофобии и милитаристской истерии.
Для Евросоюза же выгоды от всего этого нет никакой, одни лишь проблемы. Как строить отношения с Россией и Украиной в условиях их взаимной конфронтации? Сколько средств придется вложить в Украину? Как обеспечить стабильность поставок энергоресурсов? Но выбор сделан — европейцы выстроились за США, жребий брошен. И пускай большую часть расходов, потерь от прямых убытков и упущенной выгоды понесет именно Европейский Союз, атлантическая солидарность оказалась важнее.
Единственное темное облачко на горизонте — это Китай, активно сближаться с которым начала в этих условиях возмущенная Россия.
Ведь такое сближение двух держав — могущественного в экономическом отношении Китая и обладающей глобальной военной стратегической мощью России, может привести к появлению союза, военная и экономическая сила которого со временем будет превосходить США. Но у Штатов и их союзников найдутся способы помешать такому сближению Китая и РФ — так многие считают в Белом Доме. Разделяй и властвуй.
Да, конечно, шансы выстоять в противостоянии с США и НАТО у России были бы близки к нулю, если бы не ее ядерный стратегический потенциал сдерживания, гарантирующий практически полное взаимное уничтожение как США и стран НАТО в случае неограниченной ядерной войны, так и самой России. Но все же именно из-за этого у наших противников сегодня набор средств давления на Россию весьма ограничен — это преимущественно экономические санкции, диверсифицированная пропаганда и тайные операции.
Но массированное применение подобных средств все равно создает огромную опасность скатывания к холодной войне и новому балансированию наших стран на грани катастрофы, как во времена Карибского кризиса. И потому такое поведение со стороны истеблишмента США безответственно и недопустимо, в первую очередь, по отношению к народу США и народам союзных им стран Европы, Канады, Японии и Турции. За какие такие проблемы Донецка, Луганска, Крыма или Севастополя рискуют сгореть в огне ядерного взрыва школьник из Оклахомы, фермер из Онтарио, булочник из Прованса, рабочий из Гамбурга, рыбак с Окинавы, врач из Бергена, торговец из Стамбула, клерк из Софии или профессор из Кембриджа? В отличие от президентов и генералов у них нет противоатомных бункеров и убежищ. Они, конечно же, не захотят рисковать своей жизнью, как рисковали их бабушки и дедушки во времена Кеннеди и Хрущева из-за военного противостояния держав на Кубе, до проблем которой большинству населения мира до той поры и дела не было.
Почему об этом вспоминаем именно сейчас?
Палата представителей Конгресса США в свойственном многим американским политикам высокомерии, ограниченности и авантюризме, приняв на двухпартийной основе подавляющим большинством голосов антироссийскую резолюцию, перешла опасную черту, за которой открывается скатывание по спирали не только в возможное экономическое, но и в геостратегическое противостояние, резко снижающее безопасность наших стран и вносящее элементы случайности туда, где они абсолютно недопустимы — в систему взаимного ядерного сдерживания. Вопиющая безответственность и политическая слепота! Спросите простого американца — да он скажет, что ему все равно, будет ли одна Украина, две или три, чей будет Крым, и вообще, скорее всего, сам спросит, «где все это находится?» И «все, что угодно, но только не риск ядерной катастрофы из-за этого, даже минимальный, даже гипотетический!»
И США именно поэтому должны в данном случае первыми пойти на уступки России, как бы это ни было неприятно большей части американского истеблишмента. Почему именно США?
Потому, что ситуация на Украине затрагивает всего лишь отдаленные геополитические интересы США, но не угрожает их безопасности, потому, что все это происходит за тысячи миль от Вашингтона, но у самого порога Москвы. Именно из этих соображений в 1962 году во время Карибского кризиса первой уступила Москва, именно потому, что Куба находилась за тысячи миль от СССР, но у самого порога США. Для России Украина не просто место на карте, а та страна, от ситуации в которой зависит безопасность народов России. Рискованную игру в противостояние должны прекратить в этом случае США, сделать первые шаги навстречу России, учесть ее жизненные, реальные потребности в безопасности и стабильности в регионе. Это долг США перед собственным народом и перед всеми народами мира.