У Киева нет денег на то, чтобы содержать армию - не то, чтобы создавать новые ее части и подразделения.
Киевские власти, судя по всему, не намерены отказываться от «антитеррористической», а реально — от карательной, военно-полицейской операции на юго-востоке Украины. Впрочем, на расправу над собственным народом им не хватает «грошей» и вооруженные силы находятся в плачевном состоянии.
У Киева нет денег на то, чтобы содержать армию — не то, чтобы создавать новые ее части и подразделения. Вспомните отчаянный призыв к украинцами пожертвовать по 5 гривен на нужды военного ведомства. Или кадры телевизионных репортажей, где местные жители рассказывают, как вояки минобороны грабят блокпосты сторонников федерализации, унося в качестве добычи съестное и медикаменты, и призывают «Турчинов, накорми армию, она у тебя голодная!». Или слова одного из военнослужащих, который называют смешную сумму — 1300 гривен, — которую ему «щедро» положил как денежное довольствие Киев за войну против сограждан…
Между тем спрос на карательные отряды есть.
И он родил предложение — появление на Украине так называемых частных армий. Ситуацией в своих целях воспользовались местные пронационалистические олигархи — им-то законы спроса и предложения особенно понятны, — а также откровенные неонацисты и ультранационалисты.
Примечательное в этом плане журналистское исследование опубликовало украинское информационное агентство ЛИГАБизнесИнформ, главный вывод которого — «военные формирования, спонсируемые бизнесменами, под эгидой МВД и армии плодятся в Украине с небывалой скоростью». По его подсчетам, «учитывая, что в батальоне в среднем около 400 солдат и 20 офицеров, ежемесячные расходы составляют минимум 4,5 млн гривен (грубо говоря, чуть меньше полмиллиона долларов — прим. автора). За эти деньги спонсор де-факто получает собственный отряд наемников — легальный, действующий под эгидой МВД или Минобороны и вооруженный автоматическим оружием». «Чьим приказам такой отряд будет подчиняться в случае конфликта интересов — мецената или формальных руководителей из силовиков, — вопрос, на который сейчас никто не берется ответить», — констатирует информагентство. Думается, что прикрытие в виде официальных силовых структур необходимо, скорее всего, для того, чтобы усидеть на двух стульях: формально соблюсти Женевские договоренности от 17 апреля, предусматривающие разоружение всех незаконных формирований, и получить новую боевую единицу.
Кто же уже обзавелся такого рода псевдоофициальными частями, а по сути — «карманными армиями»?
По данным ЛИГАБизнесИнформа, в списке значатся, например, губернатор Днепропетровщины Игорь Коломойский (спецбатальон «Днепр-1») и лидер «Правого сектора», кандидат в президенты Украины Дмитрий Ярош (спецбатальон «Донбасс» на 800 «штыков», который подчиняется только приказам Яроша). Список можно продолжать. Цели таких формирований яснее ясного, учитывая откровенно ненавистническую позицию указанных двух майдановских деятелей, — жестоко подавлять все выступления протеста против властей, ультранационализма и неофашизма.
Даже на Украине подобные тенденции — формирование частных армий — вызывают тревогу.
Как считает Дмитрий Тымчук, руководитель группы «Информационное сопротивление», слова которого приводит ЛИГАБизнесИнформ, обращает внимание на то, что «любые вооруженные формирования, не предусмотренные Конституцией и законами Украины, представляют собой потенциальную угрозу. Прежде всего непонятно, насколько продуман вопрос их разоружения после выполнения поставленных перед ними Украиной задач. Что будет, если они просто откажутся сдавать оружие?» «Государство Украина, как выяснилось, не имеет ресурсов для отражения внешней агрессии и сепаратистских выступлений. В такой ситуации именно создание подразделений из инициативных граждан по территориальному признаку — один из выходов из положения. Но нужно иметь механизм контроля над ними, предусмотреть механизм разоружения таких отрядов», — считает он. А вот Валентин Бадрак, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения, хотя и поддерживает данную новацию в современной истории страны, тем не менее и он убежден, что «необходимо жестко контролировать выдачу оружия, а все подразделения должны жестко подчиняться военно-политическому руководству страны и выполнять его приказы». Этого-то в реальности и нет…
А значит, в будущем вырисовываются довольно серьезные проблемы в плане определения «кто в доме хозяин».
Если ультра проиграют президентские выборы 25 мая, то смирятся ли они с этим? Или откроют второй фронт — еще и против «чужака» в кресле президента? Ясно одно — неконтролируемое появление частных армий (а это еще и расползание по стране оружия разного калибра) вряд ли сулит уже в недалекой перспективе что-либо хорошее самой киевской хунте.