В мифе о Пасифае, женщине, которой Дедал создал искусственную корову, чтобы спариться с быком, вполне правомерно видеть техническую парадигму.
Из этой перспективы техника предстает как устройство, с помощью которого человек пытается достичь - или вернуться к ней - животности. Но это именно тот риск, которому сегодня подвергается человечество в результате гипертрофии техники. ИИ, на который техника, похоже, хочет сделать последнюю ставку, стремится создать интеллект, который, подобно животному инстинкту, функционировал бы сам по себе, так сказать, без вмешательства мыслящего субъекта. Это корова Дедала, через которую человеческий интеллект полагает, что он может счастливо спариться с инстинктом быка, став или переродившись в животное. И неудивительно, что в результате этого союза рождается чудовище с человеческим телом и бычьей головой - Минотавр, которого запирают в лабиринте и кормят человечиной.
В технике - именно этот тезис мы намерены предложить - речь идет о взаимоотношениях между человеком и животным. Антропогенез, становление человека из примата homo, на самом деле не является событием, свершившимся раз и навсегда в определенный момент хронологии: это непрерывный процесс, в котором человек не перестает становиться человеком и в то же время оставаться животным. И если человеческую природу так трудно определить, то именно потому, что она принимает форму сочленения двух разнородных и в то же время тесно переплетенных элементов. Их постоянная взаимосвязь - это то, что мы называем историей, в которую с самого начала вовлечено все западное знание, от философии до грамматики, от логики до науки и, сегодня, кибернетики и информационных технологий.
Не следует забывать, что человеческая природа не есть некая данность, которую можно приобрести или произвольным образом нормативно зафиксировать: скорее, она дана в историческом праксисе, который - в той мере, в какой он должен различать и артикулировать вместе, внутри и вовне человека, живое и говорящее, человеческое и животное - не может не осуществляться непрерывно и каждый раз откладываться и обновляться. Это означает, что в нем поставлена сугубо политическая проблема, в которой решается вопрос о том, что является человеческим, а что нет. Место человека - в этом разрыве и напряжении между человеком и животным, языком и жизнью, природой и историей. И если он, подобно Пасифае, забудет о своем жизненном обиталище и попытается сгладить крайности, между которыми он должен оставаться в напряжении, он может лишь породить чудовищ и вместе с ними заключить себя в лабиринт, из которого нет выхода.
Quodlibet, 8 июля 2024 г.