Российский миллиардер, а с некоторых пор и политик Михаил Прохоров расстается со спортом: он покидает пост главы Союза биатлонистов России.
Российский миллиардер, а с некоторых пор и политик Михаил Прохоров расстается со спортом: он покидает пост главы Союза биатлонистов России. До 20 мая он продолжит руководить федерацией, а после оставит «большой биатлон», поскольку принял решение не продолжать эту работу, а основные задачи на посту главы СБР считает выполненными.
Разговор тут, естественно, не о конкретно взятом Михаиле Прохорове, он, конечно, человек увлекающийся, мог и устать от биатлона — шесть лет все-таки. Или руководство СБР было раздосадовано не самым ярким выступлением российских биатлонистов на Олимпиаде в Сочи. Или, наконец, собственно договоренности заключались в том, что Прохоров возглавляет федерацию до Олимпиады — там уже как фишка ляжет. Договоренности, в таком случае, соблюдены, его право.
В общем, версий может быть масса, но проблема-то куда масштабнее. Механизм управления российским спортом вообще сложился так, что без влиятельного/богатого человека во главе федерации или клуба, который способен привлекать ресурсы в спорт, все это может легко «загнуться».
Бизнесмены всех мастей и чиновники очень любят спорт. И очень любят спортом самостоятельно поруководить.
В конце 90-х и 2000-х — это была такая нормальная практика, что спортивную федерацию возглавляет очень уважаемый человек. Часто (не всегда, но действительно часто) этот человек и впрямь был неравнодушен к виду спорта, который курировал. Скажем, действующий глава президентской администрации и действующий президент баскетбольной лиги ВТБ Сергей Иванов не раз публично признавался в том, что является страстным болельщиком (болеет от конкретно за клуб ЦСКА, что, кстати, для бывшего министра обороны еще и профессиональная обязанность) и о баскетболе может говорить часами. И даже недавно обиженному американцами тезке, которые из-за санкций против главы АП запретили купить в интернет-магазине, кажется, кроссовки, Иванов подарил не что иное, как баскетбольный мяч леопардовой раскраски — дело сохранения популяции леопарда является второй страстью главы администрации.
То же и с иными бизнесменами и государственными мужьями. Скажем, супруга бывшего мэра Москвы Лужкова Елена Батурина — самая богатая некогда бизнес-леди России — возглавляла федерацию конного спорта. Ну, любит Елена Николаевна конный спорт! А бывший представитель президента в Госдуме и Совете Федерации Александр Котенков — страстный яхтсмен, неоднократный чемпион СССР и России (впервые — в далеком еще 1971 году) по парусному спорту. Что ж удивительного, что он много лет возглавлял аналогичную федерацию. Экс-глава ФСБ, а ныне секретарь Совета безопасности Николай Патрушев известен своей любовью к волейболу и, говорят, играет на довольно приличном уровне. Вице-спикер Государственной думы Александр Жуков — мастер спорта по шахматам. Известный бизнесмен Аркадий Ротенберг, первый вице-президент федерации дзюдо — еще и руководитель одного из сильнейших в России клубов по дзюдо «Явара-Нева». Список можно продолжить.
Впрочем, имеются и недовольные таким положением вещей. Здесь речь не столько о болельщиках или спортивных функционерах (хотя есть сомнения, что Ирине Винер-Усмановой мешал во главе федерации по художественной гимнастике однокашник мужа Сергей Ястржембский или она недовольна тем, что муж возглавляет федерацию по фехтованию), сколько об одном заявлении очень влиятельного человека.
В октябре 2009 года идиллический союз спорта, бизнеса и власти пытался разрушить тогдашний президент, а ныне премьер России Дмитрий Медведев.
«Коллеги, федерация должна возглавляться профессиональными людьми, которые 24 часа в сутки занимаются этой проблемой. А что же касается „уважаемых“ граждан, то они могу возглавить Наблюдательный совет, но не исполнительный орган этой федерации. В течение месяца надо все это привести в соответствие с правилами. Хватит штаны просиживать и в заграничные командировки ездить! Это касается всех присутствующих здесь, включая и министров, и профильных министров», — заявил тогда президент. Речь, разумеется, касалась, прежде всего, одного человека — министра спорта и главы Российского футбольного союза Виталия Мутко. Понятно, что президент был раздосадован — за неделю до этого он был матче Словения-Россия, чтобы насладиться триумфом российской сборной, а она проиграла на его глазах.
Впрочем, лазейка, оставленная Медведевым, позволила крупным государственным функционерам просто сменить название должностей с «президентов федераций» на «глав наблюдательных советов». А бизнесмены, возглавляющие федерации, просто сделали вид — да это и было правдой — что сказанное к ним не имеет отношения.
И для России, надо сказать, такое взаимодействие спорта высоких достижений, власти и бизнеса — исторически сложившийся и на сегодня единственно возможный формат. Толком зарабатывать на профессиональном спорте в России, да и в мире, пока не научились — это, скорее, расходная статья. Но статья важная, ведь спорт — это «мирная война», это двигатель массового спорта, это история про самоидентификацию нации и сплочение ее, похлеще варианта с Крымом.
А без взаимодействия власти и бизнеса, пусть в специфическом российском формате, ничего этого не будет. И тут спорту везет больше, чем, скажем, академической науке — российские випы на трибунах являются не меньшими болельщиками, нежели слесарь или офисный работник. А вот убедить бизнесмена, что надо бы профинансировать лабораторию по биохимии или, не дай бог, работу Института философии — это уже не такая простая задача.
Так что в спорте все обстоит вполне позитивно — вспомнить хотя бы последнее выступление национальной сборной на Олимпиаде, предыдущие победы сборной по хоккею на мировых первенствах или победы российских клубов в еврокубках.
Убери из уравнения «Победа в спорте = власть + бизнес» одну составляющую и спорта в России не будет.
Причем, возможно, никакого — ни профессионального (его не будет точно), ни массового. Это та сфера, где пока ориентироваться на общество — ассоциации болельщиков, активистов или кого-то еще — или всецело полагаться на «невидимую руку рынка» и соображение «это должно приносить деньги» не приходится. Так что по-своему даже жаль, что Прохоров покидает СБР. Все-таки биатлон — наша гордость, это я как любитель этого зимнего вида спорта, а не как журналист говорю.