Нефть продолжает дешеветь на мировых рынках, упав ниже уровня 70 долларов за баррель и обновив тем самым свой пятилетний минимум.
Нефть продолжает дешеветь на мировых рынках, упав ниже уровня 70 долларов за баррель и обновив тем самым свой пятилетний минимум. При этом отнюдь не очевидно, что нефтяные котировки, потерявшие по сравнению со своими июньскими максимумами (115 долларов за баррель) свыше 40 процентов стоимости, уже достигли своего дна. Когда в конце лета — начале осени эти самые котировки покатились вниз, аналитики в большинстве своем полагали, что падение остановится на уровне 80 долларов за баррель. Затем этот рубеж был преодолен, и заговорили о 70. Сейчас ведут речь об «уровне сопротивления» рынка в 60 долларов за баррель.
Что же, нефть в очередной раз подтверждает свой непредсказуемый характер.
Конечно, эксперты, пытающиеся выдавать прогнозы на изменение цены барреля, опираются при этом на какие-то объективные параметры: соотношение спроса и предложения нефти на рынке, уровень себестоимости добычи, зависимость бюджетов нефтедобывающих стран от стоимости барреля… Разумеется, все эти факторы влияют на текущую биржевую цену нефти. Однако в гораздо большей степени на нее влияет чисто спекулятивная составляющая, характерная для биржевых игр. А настроения биржевых спекулянтов крайне непредсказуемы. Во всяком случае, можно констатировать, что вектор этих настроений сейчас поменялся на 180 градусов. Если до кризиса 2008 года, практически любая значимая политическая новость поднимала котировки «черного золота» вверх, сейчас же, наоборот, опускает их вниз.
На этом фоне все рассуждения о том, что нефть скоро снова подорожает, могут выглядеть, на первый взгляд, неуместно. Однако пресловутая непредсказуемость нефти вполне оставляет место для таких прогнозов. Достаточно вспомнить события кризисных 2008−2009 года. Когда баррель сначала покорил рекордную высоту почти в 150 долларов, затем рухнул до 35, а потом довольно быстро вернулся к рубежу в 100 долларов и даже чуть выше, на котором простоял целых три года — вплоть до нынешнего падения.
Прежде всего заметим, что страны, которые добывают нефть и торгуют ею, в том числе Россия, оказываются в серьезном минусе. Равно как и Венесуэла, Нигерия, Мексика, государства Ближнего Востока. По различным оценкам, их ВВП за год, если баррель опять не подрастет, может упасть на 2−8 процентов от нынешнего уровня.
Однако для подавляющего большинства стран мира, дешевая нефть — это благо.
Ведь они являются импортерами и теперь тратят на приобретение «черного золота» гораздо меньшие суммы. Кроме того, в этих странах заметно дешевеет бензин и топливо в целом. Таким образом, они получают серьезный толчок к своему экономическому развитию, что в принципе крайне актуально для мировой экономики, которая никак не может восстановить докризисные темпы роста. Между прочим, список стран-импортеров нефти по-прежнему, не смотря на все свои сланцевые революции, возглавляют США — первая экономика мира. Бензин там в последние месяцы дешевеет прямо на глазах: на многих автозаправках галлон бензина (3,8 литра) уже можно купить менее чем за 2 доллара. Соответственно, и вся американская экономика набирает обороты, что проявляется в росте потребительской активности и появлении новых рабочих мест.
Второе место по импорту нефти удерживает Китай, на днях установивший новый рекорд по размерам положительного сальдо торгового баланса. Более чем 50-миллиардное превышение экспорта над импортом как раз и объясняется резким падением цен на сырье, и в первую очередь на нефть. Еще одним азиатским гигантом, вне всяких сомнений выигрывающего от нынешней ситуации, является Индия, которая удовлетворяет свои потребности в энергии за счет импортной нефти на 78%. Сэкономленные деньги Дели собирается направить на развитие здравоохранения и инфраструктуры.
В числе главных выгодополучателей также фигурируют Япония и страны ЕС, в большинстве своем вынужденные закупать топливо. Если учесть, что на долю вышеперечисленных стран приходится две трети мирового ВВП, то можно с уверенностью сказать, что благодаря дешевому топливу, мировая экономика, надолго застрявшая в рецессии, в самое ближайшее время начнет оживать и развиваться.
Казалось бы, нам-то, страдальцам, какое дело до чужих радостей? Самое прямое. Как показывает опыт того же Китая, по мере роста экономики, странам-импортерам требуется все больше энергетических мощностей, которых у них нет и которые они вынуждены закупать. А это значит, что уже в недалеком будущем спрос на нефть снова начнет расти. И если сегодня тот же ОПЕК своей добычей в 30 млн баррелей нефти в сутки с лихвой покрывает мировые потребности, то через некоторое время начавшим новый виток роста рынкам этого объема уже будет не хватать. А значит нефть (при условии, что ОПЕК не начнет быстро наращивать объемы добычи) неизбежно снова начнет расти в цене.
Кстати об ОПЕК. Как мы знаем, внутри самой организации не существует единства по поводу того, как реагировать на понижение цены «черного золота».
Пока победила точка зрения «лидирующей» в организации Саудовской Аравии, продавившей решение о сохранении прежнего уровня добычи. Согласно получившей распространение конспирологической версии, саудиты затеяли эту игру на понижение, чтобы разорить американское сланцевое производство, которое якобы не выдержит уровня ниже 70 долларов за баррель.
Однако, Венесуэла, Нигерия и Ангола, не говоря уж про Иран с Ираком, выступают за сокращение добычи с целью восстановления высокой цены барреля. Считается, что ее снижение на 1,5 млн баррелей в сутки, поднимет цену до 90 долларов. Не факт, что Саудовская Аравия будет долго играть на понижение ради мифической победы над Америкой и терпеть убытки от дешевого бензина. Нельзя также исключать, что расклад сил внутри ОПЕК через какое-то время поменяется, и картель все-таки примет меры по искусственному ограничению добычи.
Как бы то ни было, немало уважаемых экспертов энергетического рынка придерживаются точки зрения, что нынешнее падение барреля носит кратковременный характер, и через какое-то время нефтяные котировки опять взлетят. В частности Пол Хорснел, глава подразделения компании Standard Chartered по исследованиям, касающимся торговли сырьем, заявил агентству Bloomberg, что текущие цены не следует считать новой нормой. «После данного снижения они должны подняться выше 90 долларов за баррель», — указал он.
А американский миллиардер, инвестор с мировым именем и первооткрыватель нефтяного рынка США Томас Бун Пикенс предсказывает, что в первом полугодии 2015 года страны-члены ОПЕК все же понизят квоты на добычу нефти, и ее цена восстановит свои прежние позиции на отметке 100 долларов за баррель в течении следующих 12−18 месяцев.
Еще больший рост — до 150 долларов за баррель — предсказывает председатель совета директоров компании Glencore и бывший глава британской нефтяной компании ВР Тони Хейворд. Причем связывает свой прогноз он с санкциями ЕС и США против России. По логике Хейворда, если санкции Запада сумеют в перспективе снизить добычу нефти в России, то тем самым мировой рынок столкнется с ограничением предложения «черного золота». Между тем, добыча сланцевой нефти в Америке скоро достигнет своего пика и не сможет заместить недостаток российской нефти. Вот тогда мир и увидит цены на нефть в районе 150 долларов за баррель, уверен Тони Хейворд.
Еще круче прогноз от Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), аналитики которой подсчитали, что к 2020 году цена нефти поднимется до 270 долларов за баррель.
По их расчетам, ничего сверхъестественного для этого не требуется — всего лишь, чтобы мировая экономика вернулась к докризисным темпам роста. В этом случае цены на нефть неизбежно побьют прежние рекорды, поскольку новые месторождения не столь богаты и не так легко доступны, как прежние. А их разработка обходится все дороже — за последние 10 лет затраты компаний на это выросли вдвое, подсчитало Международное энергетическое агентство.
Конечно, сегодня, когда чуть ли не ежедневно нефтяные котировки падают все ниже и ниже, все эти прогнозы кажутся чем-то фантастическим и несбыточным. Но не будем забывать, что речь идет о нефти — «даме» с весьма непредсказуемым характером. Сегодня она нас удивляет скоростью падения биржевых котировок, а уже завтра вполне может поразить динамикой роста.