Политолог Андрей Тихонов — о том, что показания Виктора Януковича по делу сотрудников «Беркута» вряд ли помогут милиционерам избежать наказания.
Незаконно свергнутый президент Украины Виктор Янукович в понедельник в формате видеоконференции выступил в качестве свидетеля со стороны защиты на процессе против бывших сотрудников спецподразделения «Беркут», обвиняемых в расстрелах людей в дни Евромайдана в феврале 2014 года.
Первое, что бросается в глаза в ответах Януковича, — его лояльность самой идее украинской государственности. Открыто называя действующую киевскую власть нелегитимной, он с готовностью даёт показания Святошинскому суду этого города, подтверждая полномочия судебной власти.
То есть если бойцы «Беркута» будут признаны виновными, то сам факт участия в этом заказном процессе экс-президента сделает приговор весомее. Ведь суд «объективно» разобрался в событиях и заслушал даже Януковича, который для современной Украины, как известно, хуже Гитлера.
Виктора Федоровича от участия в этом балагане не остановило даже то, что «генпрокурор» Юрий Луценко, воспользовавшись техническим перерывом, бросил ему в лицо обвинение в госизмене. Как отреагировал на это Янукович, из сообщений агентств непонятно, но, как мы помним, экс-президенту не привыкать, когда его публично унижают.
Сам он всеми способами пытаясь доказать, что ничего «криминального» на своём посту не делал. Янукович даже принялся уверять суд в том, что никогда не предавал идею евроинтеграции.
Очень своевременное заявление для конца 2016 года, когда ЕС разрывается изнутри внутренними противоречиями, а Украина так и не получила никаких дивидендов от своей проевропейской ориентации. При этом непонятно, какое отношение вопрос евроинтеграции имеет к делу беркутовцев и как верность Януковича идеям атлантизма поможет несчастным милиционерам.
Ещё один любопытный момент: Янукович признался в том, что был готов назначить Яценюка премьером, но тот отказался. По мнению Виктора Федоровича, это характеризует его как политика, стремившегося всеми силами сохранить стабильность и готового допустить оппозицию к самым высоким постам. А оппозиция предпочла возможности войти в правительство организацию госпереворота.
Важно, что в прошлую пятницу судебное заседание с удалённым участием Януковича было сорвано активистами «Правого сектора». И, как выяснилось, не зря они опасались выступления экс-президента. Он прямо обвинил «Правый сектор» и «Свободу» в убийствах на Майдане. Ведь именно эти структуры захватили все прилегающие в площади Независимости в Киеве здания. Возможно, в материалах, которые Янукович передал через адвоката, есть прямые доказательства этого.
Пока трудно поверить, что показания Януковича смогут повлиять на судьбу беркутовцев и сделать правосеков обвиняемыми, но киевская хунта и её кураторы на Западе устали от радикалов, и если появится весомый компромат на ультраправых, то они вполне могут им воспользоваться для удаления «бешеных» из, как принято говорить в Киеве, политикума.