21 ноября, четверг

Арктика под прицелом

23 апреля 2014 / 17:46
кандидат политических наук, политолог

Россия сейчас уделяет все более пристальное внимание геополитической ситуации, складывающейся вокруг Приполярья и Заполярья.

Заседание Совбеза Р. Ф. со стратегически значимой формулировкой названия «Реализация государственной политики в Арктике в интересах национальной безопасности» — прямое свидетельство тому, что Россия сейчас уделяет все более пристальное внимание геополитической ситуации, складывающейся вокруг Приполярья и Заполярья.

Не стоит долго расписывать и без того широко известные сведения о богатстве природных ресурсов этого макрорегиона. Достаточно упомянуть лишь четыре цифры, обозначенные Геологической службой США: Арктика — это 22% неразведанных мировых запасов углеводородов планеты, в том числе 30% - газа, 20% - газоконденсата и 13% - нефти. Другими словами макрорегион представляет собой своего рода копилку энергоресурсов планетарного масштаба.

Важно обратить внимание и на транзитный потенциал Арктики, способный изменить всю мировую карту товарных потоков между Европой и Азией.

Северный морской путь (СМП) короче действующего южного маршрута, проходящего через Южно-Китайское и Красное моря, Суэцкий канал, приблизительно на 4000 морских миль, то есть более чем на треть. И это без учета транзитных рисков южного маршрута, где масса ближневосточных проблем и даже банального пиратства.

Контроль над Арктикой открывает исключительные возможности для усиления геополитических позиций в мире. Долгое время использование потенциала макрорегиона сдерживалось неблагоприятым климатом. Но технологическое развитие, с одной стороны, и глобальное потепление климата, с другой, создают достаточные условия для задействования его потенциала уже в обозримой перспективе.

Как в мае 2013 года писало лондонское издание Janes Review, серьезное политическое противостояние, способное перерасти в прямую конфронтацию за право владеть богатствами Арктики, может начаться уже к 2020 году. При этом главные вызовы в такой нарастающей геополитической конкуренции коснутся в первую очередь России, которая имеет право претендовать на самую крупную долю в «арктическом пироге», что прямо или косвенно оспаривается со стороны, прежде всего, США. Другими словами Арктический регион может в самое ближайшее время оказаться новой точкой конфликтогенности и плацдармом для очередного наступления на российские стратегические интересы.

Линия «обороны» России прочерчена в дипломатическом и международно-правовом поле.

В Москве намерены доказать, что хребты Ломоносова и Менделеева в Арктике — это часть российского континентального шельфа.

Соответствующие правовая база и геологические изыскания, соответственно, собираются последние десять лет Минприроды. Осенью этого года все наработки должны быть переданы в МИД для составления заявки в ООН о расширении российский арктической зоны. При этом России имеет смысл поторопиться, учитывая, что аналогичную заявку о признании хребтов своими в конце прошлого года уже направила Канада. В противном случае реализация мер, которые обсуждались на Совбезе и подразумеваемых ранее принятыми документами «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» и «Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», может утратить значительную долю своей целесообразности.

Рассмотрение подобных территориальных споров в ООН может продолжаться десятилетиями. И подобная затяжка с решением в целом соответствует интересам США, которые предпочитают выстраивать свою арктическую политику, ориентируясь не на силу права, а на право силы. Поэтому альтернативную российской заявку Канады можно рассматривать как лишь отвлекающий маневр.

Все государства-субъекты арктической геополитики (а в их число входят далеко не только те страны, которые граничат с Арктикой) прекрасно понимают, что действующий статус региона, находящегося под международным управлением, не является устойчивым, и потому торопятся застолбить в нем свои интересы. С 1996 года действует Арктический совет. Его постоянными членами являются восемь прилегающих к Арктике стран: Россия, Канада, США, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Исландия. Статус наблюдателя имеют: Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия, Голландия, Польша. В мае прошлого года после сессии Совета в шведском городе Кирун в их число вошли Китай, Япония, Южная Корея, Индия и даже Сингапур. Рост интереса к Арктике очевиден.

Арктический совет долгие годы после своего создания представлял собой собрание исследователей и экологов. Интерес к нему со стороны правительств проявился совсем недавно.

Но и сейчас он не имеет статуса международной организации и представляет собой межправительственный форум, решения которого не носят обязывающего характера. Скорее он площадка для диалога. Другими словами, он никак не ограничивает свободу рук для любых субъектов арктической геополитики.

В условиях фактического отсутствия международно-правовой базы, регулирующей геополитические интересы в Арктике, регион является потенциально весьма конфликтогенным. И тем более, когда увеличивающие свою активность в регионе США являются единственным арктическим государством, не подписавшим Конвенцию ООН по морскому праву. То есть американцы ничем не ограничены в использовании военной силы при захвате любой части Арктики, не входящей в двухсотмильную зону другого государства. В феврале текущего года в Госдепартаменте США уже объявили о создании нового поста — специального представителя по делам арктического региона. Тогда в документе, подписанном госсекретарем Джоном Керри, в качестве мотивировки такого решения указывалось нарастающее значение региона для национальной безопасности США и предстоящее в следующем году председательство США в Арктическом совете.

Именно таким состоянием дел объясняется наращивание силового компонента в арктической политике России.

Еще в конце прошлого года Владимир Путин объявил Арктику неотъемлемой частью страны.

В феврале в Генштабе В. С. РФ сообщили о планах создания в рамках Минобороны до конца года нового подразделения в статусе отдельного военного округа: Северный флот — Объединенное стратегическое командование. Тогда же стало известно, что в него кроме самого флота войдут воинские части Западного военного округа и дислоцироваться они будут на Новой Земле, Новосибирских островах, Земле Франца-Иосифа. Сюда же — символическая акция Минобороны, проведенная в начале апреля: российские ВДВ показательно десантировались на дрейфующие льды в рамках проведения опытной эвакуационно-спасательной операции.

Такая демонстративная войсковая операция имеет определенный пропагандистский смысл, но обеспечение российского суверенитета над Арктикой будет во многом зависеть от дипломатических усилий МИД. Как таковая силовая операция США по установлению своего протектората в Арктике за пределами двухсотмильной зоны затруднена и маловероятна по многим техническим и климатическим причинам. А попытки американских оппонентов сохранить неустойчивость международно-правового статуса региона можно прогнозировать уже сейчас. В частности, в следующем году США получат необходимые возможности для изоляции России либо ослабления ее роли в рамках Арктического совета, что в конечном итоге способно серьезно затруднить прием российской заявки о принадлежности ей Ломоносовского и Менделеевского хребтов. Следовательно, международное признание суверенитета России над Арктикой остается уделом более отдаленного будущего, что, впрочем, не отменяет значения с помпой анонсированного начала добычи углеводородов Приразломного месторождения и запуска полноценного транзита грузов по Северному морскому пути.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также