Мы все в аду, но некоторые, похоже, думают, что здесь больше нечего делать, кроме как изучать и подробно описывать бесов, их чудовищную внешность, их свирепое поведение, их коварные замыслы.
Возможно, они таким образом обманывают себя, думая, что смогут избежать ада, и не понимают, что то, во что они с головой ушли, есть не что иное, как худшие из мук, которые придумали бесы, чтобы мучить их. Подобно крестьянину из притчи Кафки, они только и делают, что считают блох на воротнике охранника. Само собой разумеется, что те, кто проводит время в аду, описывая ангелов на небесах, также не правы — это тоже наказание, по-видимому, менее жестокое, но не менее отвратительное, чем другое.
Подлинная политика лежит между этими двумя наказаниями. Прежде всего, все начинается с осознания того, где мы находимся, и того, что не так-то легко вырваться из окружающей нас адской машины. О демонах и ангелах мы знаем уже все, что нужно знать, но мы также знаем, что ад был построен на ошибочных представлениях о рае, и что каждое укрепление стен Эдема сопровождается углублением бездны Геенны. О добре мы знаем немного, и это не та тема, в которую мы можем углубиться; о зле мы знаем только то, что мы сами построили адскую машину, с помощью которой мы терзаем себя. Возможно, науки о добре и зле никогда не существовало, и в любом случае она нас здесь и сейчас не интересует. Истинное знание — это не наука, это, скорее, выход из положения. И не исключено, что сегодня он совпадает с упорным, ясным и непосредственным сопротивлением.
Quodlibet, 8 марта 2025 г.