Петр Порошенко предложил некий мирный план для юго-востока из 14 пунктов. Никаких подробностей о плане нет. На самом деле, пунктов должно быть всего два.
Петр Порошенко предложил некий мирный план для юго-востока из 14 пунктов. И даже позвонил Владимиру Путину и рассказал про этот свой план. Никаких подробностей о плане нет. На самом деле, пунктов должно быть всего два: прекратить огонь и вывести все войска из Донецкой и Луганской областей. Этого достаточно, и никто вменяемый даже не посмеет обвинить президента Украины в предательстве. Нет двух сторон, как в большинстве постсоветских войн. Киев не бомбят, и Житомир не обстреливают из артиллерии донецкие и луганские войска. Защищать украинским бойцам некого.
Украинской президент обещал мир уже давно, и видимо с надеждой на мир его и выбрали. Но добравшись до желанного кресла, он решил поиграть мускулами. Которых, впрочем, у него нет, есть только масса. Масса людей и оружия. Украинские силовики умеют бегать по полю, но, похоже, не умеют забивать голы. Весь опыт постсоветских, да и прочих региональных войн последних лет свидетельствует — удаются лучше всего взаимные обстрелы из «Градов», минометов и артиллерии. Дешево и сердито. Если есть нечто летающее и способное работать ракетами и бомбами, то еще лучше. Главное долбануть. Такой стиль боевых действий и применяют украинские силовики, и после избрания Порошенко интенсивность этой войны серьезно усилилась. Президента Украины может оправдать только одно — вряд ли он управляет всей этой безумной массой, и вряд ли даже он полностью владеет обстановкой. Даже отличные штабы и разведка допускают ошибки. Неразбериха, огонь непонятно куда и по кому, непонимание приказов, необъяснимые передислокации, некомпетентность цветут везде, а учитывая особенности Украины, представляете какой там хаос среди всех этих батальонов и сотен? И сколько у них там разных конкурирующих на всех уровнях командиров и их спонсоров и хозяев.
Все эти наспех сколоченные отряды способны только на терроризм. Террор в истинном, классическом понимании — запугивание мирного населения.
Летчик прилетел, отработал по зданию, несколько убитых людей осталось лежать на асфальте. Женщине в красной блузке оторвало ноги, она еще жива, она в горячке просит найти ее мобильный телефон и умирает. Видео, которое потрясает, эти кадры у нормального человека долго потом стоят перед глазами. И нормальный человек думает — это же убийство среди бела дня, обыкновенный теракт. Каким образом это убийство могло приблизить хотя бы тактическую победу украинских силовиков на конкретном участке фронта? В итоге просто теракт беспощадный, потому что бессмысленный.
Украинские СМИ сразу отреагировали — это ракета ПЗРК залетела в здание, навелась на кондиционер. Вот это и есть информационное сопровождение терроризма — то, в чем на Украине обвиняют российских журналистов. И обвиняя, жестоко наказывают. Применяли вначале привычные бандитские навыки, все эти мешки на голову, угрозы расстрелять, прессование и побои, а вот потом просто стали убивать. Под гиканье, улюлюканье местных изданий, блогеров и прочей общественности.
Потом СБУ в лучших традициях провинциальных охранок объявило в розыск целый список «пособников террористов», среди которых около двух десятков российских журналистов. Фамилии явно находили по титрам и подписям к статьям. Иначе как же могли туда попасть люди, которые даже и не были в командировках на Украине?
Петру Порошенко следует как можно быстрее эту всю вакханалию прекратить, иначе просто он сам станет ее жертвой.
Вооруженные люди, бесконтрольное распространение оружия, сама эта почва войны и хаоса. Смесь нашего общего дурного наследия: постсоветской бандитской романтики, ментовского беспредела из 90-х, интересов влиятельных людей, и все это приправленное местным национализмом. Это уже было в других республиках, исторические параллели не надо игнорировать. Какая гарантия, что не появятся очень тщеславные и влиятельные полевые командиры, а в недрах СБУ не созреет заговор и Порошенко не сметут как смели в свое время Гамсахурдиа и Эльчибея?
Тому есть примеры. Сурет Гусейнов, директор деревенской фабрики по переработке шерсти, возглавил корпус в карабахской войне, потом выбился в полномочные представители тогдашнего президента Азербайджана Эльчибея на войне, а через некоторое время внезапно двинул свои части на Баку, оставив позиции. Эльчибей бежал из столицы в родное село. Гейдар Алиев стал президентом, Сурет Гусейнов — сначала премьером, а потом зэком. Потом его помиловал Ильхам Алиев. А Нагорный Карабах, как известно, до сих пор контролируется армянами. С ними Алиев-старший заключил перемирие. Худой мир лучше.
В одной из статей на одном украинском сайте убедительно призывают читателей вооружаться и устроить очередной майдан. Причины автор приводит солидные — коррумпированные чиновники, ничего в управлении не изменилось, армию не снабжают, бойцы голодают, и если война на юго-востоке затянется, то зимой солдаты при таком обеспечении просто загнутся. Предлагается получать и сохранять оружие. Может бред очередного блогера, а может, и звоночек, отражающий настроение. Евромайдан тоже символически начался с одного поста. Виктору Януковичу и не снилось еще в феврале то, что стало суровой реальностью в июне.
От арматуры к автоматам, от «коктейлей Молотова» к боевым гранатам, от потешной катапульты, которая веселила журналистов, до «Градов» и минометов, убивающих журналистов.
Исторические закономерности неумолимы — сомнительная революция заканчивается реальной гражданской войной. А в гражданской войне все может быть, самое непредсказуемое.
Спонсоры думают, что они владеют ситуацией. Здесь проплатили, там продавили, вот избрался президентом, пришел к успеху. Но все не так однозначно, никто не гарантирует, что в один прекрасный день Арсен Аваков сможет управлять только своим аккаунтом в фейсбуке. И то если не сбежит личный писатель постов и не вырубят интернет.
Уверен, Андрей Дещица утром в воскресенье и не знал, что будет вечером кричать матерные кричалки в адрес президента соседней страны. Он может и раньше пел матерные частушки, но не на камеру же. Он просто испугался, испугался толпы у российского посольства, которую пришел урезонивать. Исполняющий обязанности министра иностранных дел испугался люмпенов, переворачивающих автомобили, хулиганов. А до этого он испугался, что весьма грязненькая провокация кончится слишком плохо, хуже, чем задумали.
А если в Киев нахлынет масса вооруженных недокормленных мужчин с донбасских позиций? Приедут на танках. Со своим оружием. И попутно раздавая оружие. И караул устанет? Не так запоют и спляшут.